ISSN 2221-3007 · EISSN 2542-2243
Язык: ru

Статья: ТРИПТИХ ГРИГОРА ХАНДЖЯНА КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОММЕМОРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ АРМЯНСКОГО ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МИФА (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена визуализации трех узловых событий истории Армении в творчестве художника Григора Ханджяна: изобретения армянского алфавита Месропом Маштоцем, войны Варданидов и обретения независимости. Для достижения идейных и эстетических целей художник обратился к монументальному жанру. Конечным результатом стал триптих, ныне хранящийся в архитектурно-монументальном комплексе «Каскад», в центре искусств Джерарда Гафесчяна, в зале, носящем имя художника. Фрески объединяют кумуляция и намеренная атемпоральность персонажей. Другой характерной чертой триптиха является то, что для воплощения замысла Ханджян обратился к академическому классицизму. Как художественный прием мастер использует ахронию, смещая временны́е рамки для разных персонажей, но при этом сохраняя верность сюжету и антуражу изображаемых событий. Центральная часть триптиха напоминает временной дромос, разъединяющий и одновременно соединяющий первый и третий хораны - эпохальные события, изменившие парадигму бытия армянской нации. Через временной портал происходит перетекание армянского этноса из раннего Средневековья в наши дни. Сквозной идеей является искомый Ханджяном идеал общественного устройства армянской нации, обретшей суверенитет. Художник моделирует золотой век по типу социального устройства раннего Средневековья, экстраполируя средневековую парадигму на современность и завтрашний день. Созданная художником ухрония возрожденной Армении является проекцией Армении раннесредневековой. Среди исследователей, проводивших искусствоведческий анализ этой работы Ханджяна, пожалуй, стоит выделить имена таких исследователей, как Н. Степанян, Н. Эйрамджян, В. Гамагелян и др., на работы которых мы ссылаемся в нашем исследовании. Данная статья призвана частично восполнить этот очевидный пробел. Научная новизна исследования заключается в его междисциплинарном подходе, обусловленном тем, что один из соавторов историк, а другой - искусствовед. Это позволило авторам провести разноплановый анализ с использованием исторического, культурологического, семиотического, антропологического, этнографического и, конечно же, искусствоведческого подходов.

Ключевые фразы: ГРИГОР ХАНДЖЯН, ТРИПТИХ, ФРЕСКИ, ТЕХНИКА ТЕМПЕРЫ, СОЗДАНИЕ АРМЯНСКОГО АЛФАВИТА, ВАРДАНАНК, ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЕНИИ, АКАДЕМИЗМ, композиция, ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МИФ
Автор (ы): Маргарян Гаяне Саркисовна, Маргарян Ерванд Грантович
Журнал: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.067. Искусство с различных точек зрения. Социальная значимость искусства. Искусство и общество
Для цитирования:
МАРГАРЯН Г. С., МАРГАРЯН Е. Г. ТРИПТИХ ГРИГОРА ХАНДЖЯНА КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОММЕМОРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ АРМЯНСКОГО ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МИФА // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. 2024. Т. 14 № 1
Текстовый фрагмент статьи