EISSN 2687-1106
Язык: ru

Статья: Последний поклон русской музыкальной культуре в творческом наследии Б.Бриттена (о Третьей сюите для виолончели соло) (2024)

Читать онлайн

   Автор статьи обращается к малоизвестному камерно-инструментальному произведению Б.Бриттена, относящемуся к позднему периоду творчества. Редко исполняемая, и во многом недооцененная публикой, Третья виолончельная сюита не избалована вниманием российских и зарубежных музыковедов. Между тем, рассматриваемое сочинение является уникальным не только в творческом наследии английского композитора, но и в мировой музыкальной культуре. В работе показано, что его неповторимость заключается в продуктивном диалоге и органичном сплаве элементов европейской и русской музыки, а также в глубоко личном воплощении темы Прощания с жизнью. Произведение пронизано многочисленными отсылками, автоцитатами, аллюзиями, зашифрованными посланиями, тщательное изучение которых помогает приблизиться к пониманию скрытой авторской программы. Кроме того, Третья виолончельная сюита может быть рассмотрена как важное звено в развитии давней английской традиции, уходящей корнями в XVIII век и отчётливо заявившей о себе уже в Викторианскую эпоху. Речь идёт об особом интересе жителей Туманного Альбиона к православному кондаку «Со святыми упокой», который со временем стал частью британских погребальных церемоний и даже был включён в Английский Гимнал. 

Ключевые фразы: Б.Бриттен, Третья сюита для виолончели соло, кондак «Со святыми упокой», И.С. Бах, П.И. ЧАЙКОВСКИЙ, М.Регер, Д.Д. Шостакович, М.Л. Ростропович
Автор (ы): ПОТАПЦЕВ Анатолий Викторович
Журнал: ARTE: ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ ИМЕНИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО

Идентификаторы и классификаторы

УДК
785.7. Камерная музыка. Музыка для инструментальных ансамблей
Для цитирования:
ПОТАПЦЕВ А. В. ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Б.БРИТТЕНА (О ТРЕТЬЕЙ СЮИТЕ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ СОЛО) // ARTE: ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ ИМЕНИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО. 2024. № 2