В статье освещаются особенности внедрения программы магистратуры «Технологии преподавания саамского языка», открытой в Мурманском арктическом университете при кафедре филологии, межкультурной коммуникации и журналистики в 2022/2023 учебном году. Дается краткая характеристика блоков дисциплин и практик, более подробно представлена дисциплина методической направленности «Обучение саамскому языку (начальный этап, школа)». Показана актуальность внедрения магистратуры указанного профиля для ревитализации саамского языка, находящегося на грани исчезновения. Представлены проблемы, способствующие угасанию языка коренного народа Кольского Севера, предложены шаги для возрождения саамского языка.
Идентификаторы и классификаторы
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи — связать малоизвестные и нераскрытые страницы биографии М.В. Ломоносова с той исключительной ролью, которую он сыграл в становлении отечественной науки и высшего образования. Огромное положительное значение сыграл факт его рождения в северной части Российской империи, где не было крепостного права и формировался свободолюбивый менталитет поморов как субэтноса русского народа. Делается предположение о генетической и социальной связи Ломоносова с семьей известных общественных деятелей Шуваловых. Дается анализ научных идей Ломоносова в свете ситуации в мировой науке XVIII века
Статья отражает современную проблему поиска и обоснования механизмов развития инклюзивного образования. Актуальность исследованию придает также арктический контекст, что соответствует гносеологической потребности современного научного междисциплинарного знания в развитии проблемного поля инклюзивного образования, приоритетам государственной политики, ожиданиям и запросам региональных сообществ. Целью исследования выступило изучение социального взаимодействия субъектов сельских школ Арктики с позиции включенности как показателя социальной справедливости (на примере Мурманской области). Предмет изложения материала статьи раскрывается через построение конфигурации и описание моделей сельских школ на основе разработанных критериев, типологизации трудностей педагогов в социальном взаимодействии в ходе инклюзивного образовательного процесса, в том числе в процессе использования дистанционных технологий. Основные результаты исследования показали, что типичными моделями сельских школ в Мурманской области выступают: «пригородная школа» и «удаленная школа», включающая варианты: «школа — территориальная кооперация», «приграничная школа», «изолированная школа», «школа коренного населения». Во всех моделях сельских школ при успешном формировании внешних и внутренних социальных связей отражается кадровый дефицит специалистов дефектологического профиля, проявляются трудности педагогов методического, организационного и социального характера; имеется недостаточная физическая доступность образовательной среды, что служит барьером достижения социальной справедливости. Выявленная региональная специфика моделей сельских школ выступает обоснованием для проблематизации, понятийной и содержательной разработки арктической педагогики. Полученные результаты применимы для дальнейших теоретико-эмпирических изысканий в области инклюзивного образования, а также для разработки региональных программ развития инклюзивных образовательных практик с учетом дифференциации социальных условий.
Цель данного исследования — оценка возможностей развития туризма в регионах с горнодобывающей промышленностью на территории Скандинавского и Кольского полуостровов, а также выявление возможностей и угроз, возникающих в результате этой деятельности, в сравнении с известными примерами. Предполагается, что Арктическая зона может стать перспективным местом для развития туризма и урбанизации в будущем.
Интенсивное развитие аквакультуры ведет к нарастанию экологических проблем, среди которых наибольшую угрозу водной среде представляют распространение инфекционных заболеваний, а также использование антибиотиков и ряда противомикробных препаратов. Антибиотики используются во всех направлениях аквакультуры, и при этом возникает проблема загрязнения антибиотиками окружающей среды.
Новые технологии борьбы с болезнями рыб в условиях аквакультуры, основанные на вакцинации объектов культивирования, используются для того, чтобы заменить широко распространенное использование антибиотиков, отрегулировать баланс микробной среды в аквакультуре и в итоге избежать воздействия остатков лекарственных препаратов на здоровье человека.
Целью данного исследования является изучение молекулярных механизмов иммунного ответа организма рыб на вирусную инфекцию. Получены данные по изменению уровня экспрессии генов в различных органах рыб по мере развития болезни. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вакцины против вибриоза, что поможет избежать применения большого количества антибиотиков, которые наносят ущерб среде обитания рыб и, как следствие, здоровью человека.
В статье рассматриваются современные и перспективные способы и методы нелетального противоборства. Нелетальная война — насилие, направленное на социальную смерть противника без его физической ликвидации. Понятие «социальная смерть» является одним из ключевых понятий нелетальной (информационной, кибервойны и т. п.) войны.
В статье дана характеристика природных условий прибрежной зоны Баренцева моря от посёлка Варандей до месторождения «Перевозное» как в целом, так и компонентов, их составляющих. Исследования проведены на площади 20 км2, протяженностью 40 км, в линейном выражении. В статье дана общая климатическая характеристика, обуславливающая направленность и скорость естественных природных процессов, формирующих облик изучаемой территории, криогенные процессы, условия жизнедеятельности флоры и фауны, формирования почвенного покрова. В статье представлены геоморфологические, геологические и гидрологические особенности территории. Отмечена неоднородность водно-солевого режима прибрежной зоны, характерной для северных морей Арктики, в том числе и для Баренцева моря. На лайдах фиксируется превалирование аккумуляции легкорастворимых солей над их выносом, что позволяет выделить засолённые разности почв. Здесь же диагностируются галофитные представители флоры. В статье дана характеристика растительного покрова территории исследований сообразно местообитанию представителей флоры. В ходе проведения работ было выявлено 100 видов сосудистых растений, 51 вид лишайников и 65 видов мхов. При почвенном обследовании диагностировано 27 почвенных разностей, составляющих структуру почвенного покрова территории, дана их морфологическая и физико-химическая характеристика. На основании полевого обследования и дешифрирования данных дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) в статье дана структура ландшафтов до уровня типов местности и урочищ и соответствующее им комплексное описание. Проведена их эколого-геохимическая типизация. При характеристике животного мира использованы данные государственного учёта и открытые источники, а также натурные наблюдения с привязкой к биотопам. Дана оценка динамики численности представителей фауны на побережье Баренцева моря в ретроспективе. Полевое обследование и данные ДЗЗ позволило выявить территории с антропогенным нарушением тундровых ландшафтов. В статье приведена типизация выявленных антропогенных нарушений природной среды и их площади в пределах территории обследования. В целом приведённые в статье данные могут использоваться в качестве дешифровочных признаков при оценке состояния природной среды в прибрежной части северных морей Арктики в сходных природно-климатических условиях.
В статье рассматриваются ключевые экономические и геополитические аспекты деятельности государств, имеющих выраженный интерес к реализации своих государственных интересов на территории Арктики. Уделено внимание потенциальным вызовам России с точки зрения международного сотрудничества, в том числе милитаризации. Отдельно рассмотрено текущее развитие Северного морского пути с оценкой перспектив его интеграции в мировую логистическую сеть. Дана оценка текущего состояния инфраструктуры в Арктике с указанием возможных вариантов развития.
Издательство
- Издательство
- МАУ
- Регион
- Россия, Мурманск
- Почтовый адрес
- 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д, 15
- Юр. адрес
- 183010, Мурманская обл, г Мурманск, ул Спортивная, д 13
- ФИО
- Шадрина Ирина Михайловна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- masu@masu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (815) 2213801