ISSN 0207-6918 · EISSN 2310-3701
Языки: ru · en · de

Статья: Свобода воли в ранней рецепции кантовской философии (2024)

Читать онлайн

Решение проблемы свободы воли Кант основывает на своей концепции трансцендентального идеализма и проводимом в ней разграничении явлений и вещей самих по себе. Люди с их телами и наблюдаемыми внутренними и внешними действиями — это объекты восприятия (эмпирического созерцания) и, следовательно, явления. Но это лишь явления их ноуменальных сущностей. Люди определяются законами природы во всех своих воспринимаемых изменениях, которые включают все их действия, но их ноуменальные самости, не находящиеся во времени, не определены необходимостью причинных законов природы, но могут определяться моральным законом их чистого практического разума, который они дают себе сами. Действия воли, наблюдаемые воления и внешние действия, могут поэтому одновременно находиться под действием необходимого закона природы, то есть быть несвободными, и, как явления самоопределения их ноуменальной воли (путем выполнения требований морального закона), быть свободными. Два профессора Йенского университета, И. А. Х. Ульрих и К. Хр. Э. Шмид, принимали часть трансцендентального идеализма Канта, но утверждали, что многочисленные нарушения морального закона в человеческих действиях должны иметь свою ноуменальную причину в интеллигибельном характере агента или в интеллигибельном субстрате природы. Эта теория получила название «интеллигибельный фатализм».





Ключевые фразы: Кант, СВОБОДА, ВОЛЯ, интелли- гибельный мир, чувственный мир, необходимость, ноумены, феномены, нравственный закон, фатализм, категорический императив
Автор (ы): Баум Манфред
Журнал: Кантовский сборник

Идентификаторы и классификаторы

УДК
101. Сущность и задачи философии
Для цитирования:
БАУМ М. СВОБОДА ВОЛИ В РАННЕЙ РЕЦЕПЦИИ КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ // КАНТОВСКИЙ СБОРНИК. 2024. ТОМ 43. №1