ISSN 2587-6953 · EISSN 2782-5868
Язык: ru

Статья: Издательское дело и продажа литературы на русском и иностранных языках как средство модернизации России в первой четверти XVIII века (2024)

Читать онлайн

ВВЕДЕНИЕ. Значительную актуальность в настоящее время обретает проблема изучения соотношения самобытности русской культуры и степени иностранного влияния на её развитие. При этом культурологический подход, описывающий развитие отечественной общественной мысли в парадигме «прогрессивное – реакционное», «наше – не наше», уступает место анализу специфики российской действительности культуры как объекта трансферта, адаптации и рецепции идей и понятий, проходящих на разных этапах общественного развития. Целью исследования является комплексная характеристика издательского дела и продажи литературы на русском и иностранных языках в первой четверти XVIII века.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На наш взгляд, для комплексного изучения проблемы модернизации России XVIII века требуется учёт скрытых факторов, раскрывающих опыт трансляции западных идей. К важнейшим из них можно отнести практику распространения европейской литературы, обеспечивающей формирование определённой культурной среды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Чрезвычайно распространённой практикой становилась покупка иностранных изданий у живших в России иностранцев. Именно таким путём в библиотеку Петра I поступил «Лексикон универсальный и исторический» на немецком языке. Самодержец лично приказал приобрести данное издание у зарубежных гостей Санкт-Петербурга и сделать русскоязычный перевод данного произведения. Те книги, которые не удавалось приобрести лично, предприимчивые читатели приобретали в Прибалтике или выписывали из-за границы через иностранных купцов и русских путешественников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучение вопросов книгопечати и книгопродажи петровского времени показывает огромное значение издаваемой литературы для распространения прогрессивных идей и научных знаний во всех слоях читающего общества. За короткий срок Пётр I смог наладить выпуск огромного количества печатных произведений, создать условия для их распространения на территории всей страны. 




Ключевые фразы: Российская империя, типографии, книгоиздание, ПРОСВЕЩЕНИЕ, модернизация, книготорговля
Автор (ы): ТОПИЛЬСКИЙ Алексей Геннадьевич, ЖИТИН Руслан Магометович
Журнал: НЕОФИЛОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
009. Гуманитарные науки в целом
Для цитирования:
ТОПИЛЬСКИЙ А. Г., ЖИТИН Р. М. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И ПРОДАЖА ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА // НЕОФИЛОЛОГИЯ. 2024. ТОМ 10, № 2