Актуальность темы исследования обусловлена ролью и местом налога на прибыль в доходах региональных бюджетов. В отличие от других налогов налог на прибыль предусматривает множество методов оптимизации налога, применение которых снизит налоговую нагрузку на налогоплательщика и в то же время уменьшит налоговые доходы региональных бюджетов. Государство признает и принимает оптимизацию налога, если она основана на положениях действующего налогового законодательства. Под налоговой оптимизацией понимается деятельность налогоплательщика, направленная на снижение налоговых платежей и приводящая к увеличению финансового результата, включающая использование всех предоставленных действующим законодательством налоговых льгот, налоговых освобождений и других законных преимуществ. Применение отдельных методов оптимизации зависит от самого налогоплательщика, а некоторых - от органов региональной власти, например, инвестиционный налоговый вычет. Цель статьи - исследование практики применения методов оптимизации налога на прибыль и их влияния на доходы бюджетов, доходы организаций. Применены общепринятые методы исследования: анализ и синтез, обобщение, группировка, табличный метод и др. Статья основывается на официальных данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, чем обеспечивается достоверность использованных в исследовании данных.
Идентификаторы и классификаторы
Налоговая база в связи с переносом убытков на будущее уменьшилась на 5,7 % в 2019 г. до 4,1 % в 2022 г., и потери бюджета составили 233,6 млрд руб. в 2019 г. и 246,3 млрд руб. в 2022 г., что соответствует 6,2 % и 4,4 % от начисленной суммы налога соответственно. Следует учесть следующее: в связи с ограничением переноса убытков в течение 2017–2026 гг. на 50 % остаток неперенесенного убытка составил на конец 2019 г. 7 024,6 млрд руб. и 8 243,1 млрд руб. на конец 2022 г., или более трети налоговой базы. «В целом мировая и российская практики показывают, что льгота по налогу на прибыль, предоставляемая в виде вычета убытков за прошлый период, имеет важное значение для инвестиционной активности» [Анисимова, 2018, с. 541]. Налоговая база для исчисления налога увеличилась на 49,2 %. Сумма исчисленного налога увеличилась на 48,9 %, в том числе в федеральный бюджет – на 49,2 %. Количество налогоплательщиков, применивших инвестиционный налоговый вычет, увеличилось с 37 до 349 (рост в 9 раз), сумма инвестиционного налогового вычета – с 34,8 до 55,2млрд руб. (рост на 58,6 %), между тем величина вычета остается незначительной (менее 1 % от суммы исчисленного налога).
Список литературы
-
Анисимова А.А. Перенос убытков на будущее: фискальные последствия для бюджетов регионов. Региональная экономика: теория и практика. 2018;3(450):536-550. DOI: 10.24891/re.16.3.536 EDN: YRPFXD
-
Волохова Е.К., Мартынова Р.Ф. Практика начисления амортизации основных средств в налоговом учете. В кн.: Россия и мир в поисках новых решений: экономика, право, гуманитарные науки: материалы научно-практической конференции, Москва, 15-23 ноября 2016 г. М.: Международный институт экономики и права; 2017. С. 34-37. EDN: ZHWRGR
-
Куницын А.Д., Куницын Д.В. Применение повышенных коэффициентов к норме амортизации в налоговом учете как инструмент корпоративного налогового менеджмента. Сибирская финансовая школа. 2023;2(150):37-42. DOI: 10.34020/1993-4386-2023-2-37-42 EDN: HQYPHJ
-
Носова Н.В. Основные характеристики амортизационной премии в налоговом учете. Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2018;12:26-30. EDN: TXJLSB
-
Худыч Е.О. Амортизационная премия и инвестиционный налоговый вычет как инструменты налогового стимулирования обновления основных фондов. В кн.: Актуальные вопросы права, экономики и управления: материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 декабря 2019 г. Пенза: Наука и Просвещение; 2019. С. 48-53. EDN: HPXOUP
-
Шатунова Г.А., Швецова М.В. Особенности влияния амортизационной премии на величину налога на прибыль. Вектор экономики. 2020;5(47):13. EDN: ADFJQK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящее исследование представляет анализ современного состояния и перспектив развития водородной энергетики и ее влияния на развитие макро- и микроэкономических показателей как в Российской Федерации (далее - РФ), так и в мире в целом. В статье описаны наиболее перспективные способы производства водорода в качестве новейшего возобновляемого энергоресурса: электролиз, паровой риформинг метана, газификация угля и пиролиз. Выделены страны, добившиеся наиболее значимых результатов в области научных разработок и технологического производства водорода для его дальнейшего использования. На основе анализа концепций развития водородной энергетики, принятых в развитых странах (Китай, Япония, Индия, страны Европейского союза), сделан подробный прогноз развития водородной энергетики для каждой страны, выделенной в статье. Уделено отдельное внимание концепции развития водородной энергетики в РФ, утвержденной М. В. Мишустиным 5 августа 2021 г., проанализированы возможные пути развития водородной энергетики внутри РФ. Составлен детальный прогноз развития водородной энергетики в мире до 2030 г., основанный на результатах анализа импорта и экспорта водородного сырья, осуществляемого ведущими странами мира. Перечислены риски, а также требования к решению проблем в реализации проектов по внедрению водорода в энергобаланс РФ.
Актуальность исследования обоснована важностью фиксации и оценки передачи финансового заражения в периоды кризиса с целью выявления рисков на финансовом рынке, а также для управления промышленным сектором экономики на микро- и макроуровнях. В статье такая оценка применена к крупнейшим промышленным предприятиям Германии. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что Германия, с одной стороны, имеет высокоразвитый промышленный сектор, а с другой - наиболее сильно пострадала от глобального энергетического кризиса, вызванного политическими разногласиями на международном уровне. В качестве передатчика заражения рассматривался рынок природного газа, в качестве приемника - промышленные предприятия Германии. В кратком теоретическом обзоре рассмотрены особенности функционирования промышленного сектора немецкой экономики в период глобального энергетического кризиса. Выявлена зависимость промышленного производства от импорта природного газа. В практическом разделе произведена фиксация финансового заражения с использованием следующих тестов: Форбс-Ригобона, коасимметрия распределения, кокуртозис распределения, коволатильность. Построен рейтинг заражаемости отраслей промышленности Германии. Установлено, что большинство исследуемых предприятий в той или иной степени подвержены заражению со стороны рынка газа. Абсолютную устойчивость к заражению показали лишь три компании: Enbw Energie Baden Wuerttemberg AG, Stemmer Imaging AG и OHB SE. Наиболее подверженными заражению оказались легкая промышленность, металлургическая и горнодобывающая отрасль, наименее - строительная промышленность.
Обязательства заемщика по кредитному договору включают следующую формулировку по максимальному значению общего чистого долга: «Заемщик обязуется, что значение коэффициента отношения чистого долга к показателю EBITDA на конец каждого отчетного периода не превысит 3,00х». Допустим, что заемщику необходимо привлечь проектное финансирование для создания новых производственных мощностей, в результате чего значение коэффициента чистый долг/EBITDA составит 3,40х на конец ближайшего отчетного периода и, согласно представленной обновленной финансовой модели заемщика, будет оставаться на данном уровне до погашения синдицированного кредита. Соответственно, заемщику необходимо обратиться к кредиторам с Amendment Request, в результате чего в договор синдицированного кредита будет на постоянной основе внесено следующее изменение: «Заемщик обязуется, что значение коэффициента отношения чистого долга к показателю EBITDA на конец каждого отчетного периода не превысит 3,50х». В табл. 4 приведено описание процесса работы участников сделки над Amendment Request.
Целью настоящей статьи является анализ устойчивого развития лизинга как основного инвестиционного механизма технического перевооружения аграрного сектора Российской Федерации. В работе использованы общенаучные методы (анализ и синтез, экономическо-статистические методы, графические методы и др.). Рассмотрены современное состояние технической оснащенности отечественного аграрного сектора, развитие лизингового рынка сельскохозяйственной техники, проблемы и перспективы использования аграрного лизинга на современном этапе. С учетом сложившейся конъюнктуры внутреннего рынка, снизившихся цен на сельскохозяйственную продукцию и опережающего роста цен на оборудование отечественным сельскохозяйственным производителям необходима системная государственная поддержка для сохранения темпов обновления машинно-тракторного парка. В условиях дефицита сельскохозяйственной техники и инвестиционных ресурсов на ее воспроизводство лизинг является одним из действенных инструментов в решении вопросов укрепления технического потенциала аграрного сектора. Предложены основные перспективные направления применения лизинговых механизмов, способствующие ускорению технического переоснащения в аграрном секторе: проекты устойчивого развития, национальная «зеленая» таксономия, «зеленые» облигации; развитие цифровизации рынка сельскохозяйственной техники; использование лизинговых механизмов для развития машинно-технологических комплексов как современной формы совместного машиноиспользования в сельском хозяйстве. Предложенные направления позволят обеспечить системное развитие и ускорение технического переоснащения аграрного сектора Российской Федерации.
Рассматриваются вопросы научного сопровождения процессов развития конкуренции на российском электроэнергетическом рынке. По результатам исследований и оценки опыта функционирования текущей модели российского электроэнергетического рынка сделаны выводы о необходимости дополнительных исследований вопросов развития конкуренции на рынке с последующей разработкой и реализацией нового комплекса научно обоснованных мер по формированию приемлемых условий конкуренции его субъектов. Свойства рынка во многом расходятся со свойствами рынков с развитой конкуренцией. Пока не удается создать сколько-нибудь приемлемые условия конкуренции, формирующие системные условия для заметного повышения эффективности предпринимательства. Рынок характеризуется наличием серьезных системных проблем, оказывающих значительное негативное влияние на эффективность функционирование его субъектов и требующих решения. В качестве важных причин сохранения проблем современного российского электроэнергетического рынка анализируются направления и области недостаточной научной проработки вопросов рыночного взаимодействия потребителей и производителей электрической энергии. Предложена характеристика комплекса научно-исследовательских, проектных разработок для реализации нового пакета взаимоувязанных научно обоснованных мер по развитию условий конкуренции на электроэнергетическом рынке, направленных на приближение его свойств к свойствам рынков с развитой конкуренцией.
Целью исследования является разработка основных положений концепции совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли. В качестве предмета исследования определены основополагающие элементы концепции развития таможенных механизмов: принципы, задачи, инструменты и др. В целях развития конкурентоспособности в мировой экономике и международной торговле актуальным представляются адаптация к меняющимся условиям функционирования международного бизнеса и определение области, где необходимо принять меры для его поддержки. Обоснована необходимость совершенствования таможенных механизмов регулирования международной торговли. Методология исследования построена на анализе научной литературы, сравнительном анализе, систематизации и анализе статистических данных. Основным результатом является представление концепции процессов совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли и ее элементов, направленных на повышение эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов Евразийского экономического союза. В рамках концепции предложены направления систематизации и совершенствования инструментов таможенного регулирования наднационального уровня, что остается важной задачей ближайшего будущего, особенно с учетом изменений во внешней торговле российских предприятий в результате обострения торговых конфликтов, вызванных ухудшением политических и экономических отношений между Соединенными Штатами Америки, странами Европейского союза и Российской Федерацией. Область применения результатов исследования может быть определена широким кругом пользователей, например, государственными органами исполнительной власти и таможенной службой, логистическими и коммерческими компаниями, а также научным сообществом. В перспективе применение в практической деятельности предложенной концепции позволит обеспечить создание благоприятной для бизнеса среды в соответствии с требованиями общей торговой и таможенной политики, содействия инвестициям, связанным с развитием международной торговли.
Наличие проблематики возникновения рисков социально-политического конфликта, угроз сохранению российской идентичности при включении инокультурных групп международных мигрантов в российский социум является следствием недостаточной эффективности государственного управления при реализации государственной миграционной и национальной политики. Применяя структурно-функциональный метод, авторы исследуют государственное управление в сфере внешней миграции на предмет соответствия его сущностным характеристикам. Преимущественная направленность государственного управления в сфере миграции на обеспечение кадровой составляющей российского рынка труда, а также на контроль за миграционными потоками сочетается с недостатками модели государственного управления в сфере включения мигрантов в принимающее сообщество. Государственное управление внешней миграцией должно быть направлено на решение задач социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности и в то же время минимизировать потенциальные риски социального и культурного характера. Авторы предлагают риск-ориентированный подход в государственном управлении миграционными процессами, основанный на комплексном учете напряженностей, которые возникают как на рынке труда иностранной рабочей силы, так и при включении иностранцев в российское общество. В целях реализации предложенного метода целесообразно определение единого субъекта государственного управления, который сможет осуществлять властные полномочия с учетом целостности миграционного процесса.
Издательство
- Издательство
- Государственный университет управления
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Рязанский просп., 99, стр. 1
- Юр. адрес
- 109542, г Москва, р-н Выхино-Жулебино, Рязанский пр-кт, д 99
- ФИО
- Строев Владимир Витальевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- inf@guu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 3778914
- Сайт
- https://guu.ru