Цель статьи: изучение важных аспектов взаимосвязи между экологическим законодательством, рационом питания населения и устойчивым потреблением.
Метод исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, а также системный метод, позволяющий анализировать законодательство в рассматриваемой сфере.
Результаты исследования: проанализированы существующие нормативные акты, регулирующие экологические аспекты питания, и выявлены их влияние на формирование здорового и экологически устойчивого образа жизни. Особое внимание уделяется вопросам сбалансированного питания, использованию экологически чистых продуктов и снижению негативного воздействия производства на окружающую среду. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства в области экологии и питания для достижения устойчивого потребления в современном мире. Для обеспечения устойчивого потребления в современном мире необходимо учитывать не только экологические аспекты питания, но и социальные и экономические факторы. Важно развивать информационную кампанию о здоровом и устойчивом питании, повышать осведомленность населения о вреде некоторых продуктов для здоровья и окружающей среды. Кроме того, необходимо поддерживать производителей экологически чистых продуктов, создавать стимулы для перехода к устойчивому производству и потреблению. Это может включать в себя налоговые льготы, субсидии, сертификацию продукции и другие меры поддержки. Взаимосвязь между экологическим законодательством, рационом питания населения и устойчивым потреблением играет важную роль в достижении глобальных целей устойчивого развития. Поэтому необходимо продолжать исследования и разработки в этой области, чтобы обеспечить здоровое будущее для нашей планеты и всех ее обитателей.
Практическая ценность работы: выработаны меры по разработке и внедрению экологического законодательства, которое бы способствовало устойчивому потреблению пищевых ресурсов.
Научная новизна: выполнен анализ взаимосвязи между экологическим законодательством и рациона
Идентификаторы и классификаторы
Законы и нормативы, направленные на защиту окружающей среды, могут влиять на выбор продуктов питания, способствуя переходу к более экологически устойчивым и здоровым вариантам питания. Ограничения на использование определенных ингредиентов, поддержка местного производства и продажи органических продуктов, стимулирование потребления растительных продуктов — все это может регулироваться экологическим законодательством. Такие меры способствуют снижению негативного воздействия на окружающую среду, уменьшению выбросов парниковых газов, сохранению биоразнообразия и водных ресурсов. Помимо этого, экологическое законодательство может также влиять на информирование потребителей о воздействии различных видов пищи на окружающую среду и здоровье человека. Это помогает создать осознанное потребление и способствует формированию более устойчивых пищевых привычек.
Экологическое законодательство может также включать в себя стимулирование развития устойчивых практик производства и переработки продуктов питания, например, установление стандартов энергоэффективности для производственных предприятий, поддержка переработки отходов пищевой промышленности и развитие инновационных технологий для уменьшения потребления ресурсов. Кроме того, экологическое законодательство может включать в себя меры по обеспечению доступности экологически устойчивых продуктов для широких слоев населения. Это может быть осуществлено через субсидии на производство органических продуктов, налоговые льготы для местных фермеров, программы поощрения покупки экологически чистых продуктов и т. д. Экологическое законодательство в области питания играет важную роль в формировании устойчивой пищевой системы, которая учитывает потребности окружающей среды, здоровье человека и социальные аспекты. Поддержка таких законодательных инициатив способствует созданию более здорового и устойчивого общества в целом.
Список литературы
- Арутюнян Р.Э., Карапетян М.Г. Правовое регулирование экологической безопасности // Образование и право. 2022. № 10. С. 387-390. EDN: JGTJGK
- Воронцова Е. В., Воронцов А.Л. Обеспечение качества и безопасности продуктов питания как задача российского государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 31-33. EDN: YTLLRA
- Голубева А.Н. Правильное питание как основная составляющая здорового образа жизни человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1-4 (76). С. 40-42. EDN: NTWNZX
- Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Концептуальные вопросы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в контексте цифровой реформации отрасли // Продовольственная политика и безопасность. 2022. Т. 9. № 1. С. 23-48. EDN: LILAJE
- Игнатьева И.А. Региональное законодательство об органической продукции: состояние и проблемы // Имущественные отношения в РФ. 2022. № 12 (255). С. 94-108. EDN: LNNPWG
- Капралов П.В., Яковлева Т.А. Экологическая сертификация производства органической продукции в России: правовые основы // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9 (225). С. 128-130.
- Коваленко М. А. Законодательное регулирование понятий “органическая продукция” и “экологически чистый продукт” // Концепт. 2019. № 10. С. 126-132. EDN: KJVMPD
- Коренчук Е.А., Цындрина А.В. Основы рационального питания // Проблемы науки. 2023. № 3 (77). С. 90-91.
- Панасейкина В.С., Беляева Е.А. Тенденции спроса на экологические товары и ответственное потребление в России // Московский экономический журнал. 2021. № 8. С. 346-355. EDN: QSDDRS
- Швабская О.Б., Карамнова Н.С., Измайлова О.В. Здоровое питание: новые рационы для индивидуального использования // РФК. 2020. № 16 (6). С. 958-965. EDN: LYZZUG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель работы: систематизация мер по адаптации к изменению климата и определение наиболее соответствующих им правовых механизмов реализации соответствующих проектов с привлечением частных инвестиций.
Метод исследования: общенаучные и специальные методы научного познания. Для достижения поставленных в работе целей использованы также: методы логического анализа, анализа законодательства, научной и деловой литературы, сравнительного анализа, систематизации, обобщения и системного подхода.
Результаты исследования: проведенный анализ показал, что вопросам адаптации к изменению климата в России стало уделяться внимание только в 2019 г., когда Правительство РФ утвердило Национальный план в данной области. Анализ отраслевых документов планирования адаптации к изменению климата позволил выявить отсутствие общесистемного подхода к решению поставленных задач, а также недостаток фактических данных о влиянии изменения климата и опасных погодных явлений на различные отрасли экономики. Однако уже очевидна необходимость реализации масштабных проектов адаптации, особенно в части инфраструктуры. Сделан вывод о том, что без привлечения частных инвестиций решить указанные задачи невозможно, а также о необходимости выстраивания государственно-частного партнерства (ГЧП) при реализации соответствующих проектов. Показано, что классические формы ГЧП не позволят реализовать все необходимые адаптационные мероприятия, поэтому следует шире использовать механизмы квази-ГЧП, что требует совершенствования законодательства.
Необходимо также нормативно закрепить технические требования к реализуемым проектам, учитывающие негативные последствия изменения климата.
Цель работы: определение направлений совершенствования государственной поддержки промышленности на основе анализа правовых условий и стратегических перспектив реализации кластерных проектов.
Методы исследования: методы аналогии, логико-структурного и логико-содержательного, а также сравнительно-правового анализа.
Результаты исследования. Исследование позволило выявить проблему, состоящую в ведомственной разобщенности и отсутствии единства правового регулирования кластеров различных типов, в результате чего, например, инновационные и промышленные кластеры зачастую сосуществуют параллельно друг с другом. Показано, что тезис о реализации кластерных проектов целесообразно встроить в правовую дефиницию кластера — потенциального объекта государственной поддержки. В рамках промышленной политики предложено делать упор на развитие научно-производственных кластеров, способных разрабатывать и производить высокотехнологичную продукцию. Продемонстрирован опыт советских научно-производственных объединений (НПО) по формированию комплексных бригад — аналогов проектных команд, а также временных НПО — аналогов специальных проектных компаний. Доказано, что понятие кластерного проекта имеет смысловые и лексические преимущества перед аналогами, используемыми в правовых актах. Представлена модель реализации кластерных проектов в научно-производственном кластере. Обоснована роль специализированной организации кластера по осуществлению проектной деятельности. Сделан вывод о необходимости переориентации государственной промышленной политики с субсидирования отдельных отраслей, предприятий и этапов технологического передела продукции на финансовую поддержку реализации кластерных проектов. Такая поддержка в стратегической перспективе обеспечит как развитие инновационной экономики, так и значимый социальный эффект.
Научная новизна: впервые проведен анализ терминологических конструктов, отражающих проектную деятельность в рамках кластеров, и доказано преимущество использования в правовом поле понятия «кластерный проект» по сравнен
Цель статьи: выявить проблемы правового регулирования информационных отношений и установить необходимость поиска эффективных путей их решения с учетом современных приоритетных направлений развития государства и общества в условиях цифровой трансформации.
Методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, а также системный метод, позволяющий анализировать информационное законодательство России в данной сфере.
Полученные результаты: рассмотрены приоритетные направления развития системы информационного права и правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации, находящиеся под влиянием цифровой трансформации. Обращено внимание на усложнение общественных отношений, связанных с новыми цифровыми технологиями. Выявлено, что цифровая трансформация и переход к экономике данных требует развития методологического обеспечения данных процессов. Установлена необходимость использования новых методов и концептуальных подходов в рамках развития цифровой экономики, а также создания цифровой инфраструктуры с использованием свободного программного обеспечения и технологий шифрования.
Установлено, что в современных реалиях общество подвержено информационным вызовам и угрозам, вследствие чего необходимо, чтобы законодательство обеспечивало состояние защищенности личности, общества и государства, а также способность адаптироваться к цифровым технологиям и изменениям структуры современных общественных отношений в условиях цифровой трансформации.
Научная новизна: установлена необходимость обеспечения цифрового суверенитета России, которая является главным условием обеспечения национальной безопасности страны. Цифровой суверенитет обеспечивается созданием национальных цифровых ресурсов и является важнейшим условием независимости государства в эпоху цифрового общества.
Цель работы: на основе результатов сравнительного научного анализа выработка предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности систем искусственного интеллекта (далее — ИИ).
Методы исследования: общенаучные методы сравнительного системного анализа и синтеза новых правовых норм, позволяющие совершенствовать законодательство в сфере правового регулирования деятельности систем ИИ.
Результаты исследования: автором предлагается концепция разработки проекта нормативного правового акта в исследуемой сфере в виде федерального закона. Прежде всего, в этом законодательном акте необходимо дать правильные с научной правовой точки зрения определения ИИ, системы и технологии ИИ, а также урегулировать ответственность разработчика, производителя, собственника и пользователя систем ИИ за правонарушения с их участием. Третий раздел необходимо посвятить этапам жизнедея-тельности ИИ, от проектирования и создания до прекращения функционирования и утилизации. Четвертый раздел должен регулировать авторские права на произведения, созданные с помощью ИИ, и последствия их использования. Пятый раздел должен быть
направлен на решение проблем в сети Интернет, где в последнее время резко увеличи-вается применение всевозможных роботов-консультантов. Шестой раздел должен регулировать деятельность систем ИИ в сфере цифровой экономики. Седьмой раздел — это правовое регулирование использования систем ИИ в государственном управлении; это касается органов государственной власти, судов и органов местного самоуправления. Восьмой раздел должен быть посвящен соблюдению требований безопасности, прежде всего информационной. И, наконец, девятый раздел содержит предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации.
Научная новизна: впервые в науке информационного права на основе проведенного научного анализа правового регулирования отношений в сфере деятельности систем ИИ разработаны предложения по совершенствованию и развитию правового регулирования деятельности систем ИИ.
Цель работы: комплексный анализ действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере регулирования распространения информации в социальных сетях, запрещенных к использованию на территории Российской Федерации.
Метод исследования: анализ положений информационного законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок использования социальных сетей. Использованы также сравнительно-правовой метод — при исследовании российского и зарубежного законодательства и формально-юридический метод — при изучении судебной практики и позиции контрольно-надзорных органов по вопросу распространения социальных сетей.
По результатам исследования автор пришел к выводу о наличии пробелов в законодательстве при привлечении к ответственности за распространение запрещенного контента в социальных сетях. Это связано с наличием различных способов обхода блокировок (например, использование VPN) для распространения информации
в социальных сетях. Автор также пришел к заключению о необходимости совершенствования государственной политики в данной сфере для решения выявленных проблем и определения перечня ответственных лиц, процессуального статуса органов государственной власти, осуществляющих контроль за социальными сетями.
Цель работы: комплексное исследование особенностей хищений бюджетных денежных средств, выделяемых на совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры в разрезе оперативно-розыскной деятельности.
Методы исследования: обще- и частнонаучные методы познания, структурно- и формально-логические методы, всеобщий диалектический и другие методы. Материалами настоящего исследования выступают научные публикации криминологов, данные статистической отчетности о преступлениях в дорожно-транспортной сфере, правоприменительная и судебно-следственная практика, а также результаты авторского социологического исследования.
Результаты исследования: выявление и документирование преступлений, связанных с хищением бюджетных денежных средств, выделяемых на совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры, предполагает осуществление всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Основным субъектом выявления и документирования исследуемых видов преступлений выступают подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК). По результатам проведенного исследования автором предлагается актуализировать и выстроить эффективное взаимодействие сотрудников подразделений ЭБиПК с иными государственными органами и службами, в частности, для воздействия на систему и механизм выявления и документирования преступлений, посягающих на бюджетные денежные средства, выделяемые на реализацию масштабных строительных проектов и развитие транспортной инфраструктуры.
Цель работы: на основе анализа действующего законодательства о некоммерческих организациях и выявленных недостатков сформулировать предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, выступающих регулятором деятельности некоммерческих организаций.
Методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.
Метод анализа способствовал установлению универсальных целей, задач, принципов деятельности некоммерческих организаций, являющихся результатом инициативы граждан, объединенных в эти организации, и четкой дифференциации по сферам ее осуществления. Метод синтеза позволил определить суммированный круг вопросов, отнесенных к деятельности некоммерческих организаций, что способствовало формулированию
общезначимых выводов в сфере совершенствования их правового регулирования и обоснованию содержания института государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций. Системный метод, наряду с методом синтеза, позволил изучить и обобщить источники правового регулирования создания, организации деятельности некоммерческих организаций как участников общественных отношений. Сравнительно-правовой метод способствовал изучению и сопоставлению российского опыта и опыта зарубежных стран в сфере правового регулирования и организационного обеспечения деятельности некоммерческих организаций. Формально-юридический метод оказался значимым в выявлении тенденций законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации.
Результаты: на основе комплексного анализа правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, с учетом последних изменений федерального законодательства, выявлены противоречия, коллизии и пробелы действующего законодательства. Сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования их деятельности, обоснована необходимость гармонизации и унификации законодательства о некоммерческих организациях. Проведен комплексный анализ государственного
Цель работы: выявить международно-правовые проблемы противодействия скрытной экспансионистской внешней политике иностранных государств с позиций мирового правопорядка.
Методы исследования: диалектика, разработанные на ее основе научные методы познания и системный подход.
Полученные результаты: обоснованы выводы относительно сути мирового правопорядка и его отличий от мирового порядка. Показаны угрозы доминирования Запада в экономике и политике посредством реализации теневой внешней политики. Отмечена неправомочность применения термина «санкции» в обход ООН. Раскрыты возможности применения международного права в защите от угроз, исходящих от теневой внешней политики
иностранных государств.
Научная новизна: исследовано состояние международно-правового регулирования вопросов противодействия акциям и операциям скрытой внешней политики иностранных государств. Выделены имеющиеся в этой сфере проблемы. Уточнено и раскрыто содержание алгоритма использования норм международного права в деле защиты от акций и операций, латентно проводимых недружественными странами.
Цель исследования: системный анализ криминального феномена «цветная революция» как полноструктурного способа совершения преступлений экстремистской направленности. В статье описаны правовые алгоритмы выявления и пресечения «цветных революций».
Методы исследования: обще- и частнонаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнительный правовой, формально-юридический методы. Эмпирическую основу исследования составляют материалы инспирирования (внедрения) «цветных революций» в международной политической и следственной практике.
Результаты исследования, в том числе выводы научной статьи, легли в основу разработки и внедрения авторами учебной дисциплины «Цветные революции — угроза национальной безопасности Российской Федерации», преподаваемой в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии Российской Федерации. Основными целями освоения этой факультативной дисциплины является формирование у обучающихся: системы знаний об основных особенностях, этапах, методике осуществления «цветных революций», а также стратегии противодействия и конкретных способах борьбы с «цветными революциями»; навыков принятия целесообразных и обоснованных решений по противодействию «цветным революциям», протестным движениям, экстремистским проявлениям, массовым беспорядкам при выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации. Необходимость (актуальность) изучения этой факультативной дисциплины обусловлена тем, что знание родовых признаков, основных особенностей и этапов, методики осуществления «цветных революций», а также механизмов противодействия и конкретных способов борьбы с «цветными революциями» является непременным условием осуществления военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации своих полномочий при выполнении возложенных на эти войска задач.
Цель статьи: уяснить особенности лжи в человеческой речи, которая служит средством вербального общения, позволяющим трансформировать интеллектуальную деятельность в звуки, сообщения, а также то, как ложь в показаниях потерпевшего оказывает противодействие расследованию преступления.
Материалы и методы: эмпирическая основа статьи — научные труды по исследованию лжи с точки зрения философии, психологии, криминалистики.
Результаты исследования: проведен анализ передачи информации между людьми, где основным средством связи выступает речь, особенно, если процесс взаимодействия носит официальный характер.
Обсуждение и заключение: рассмотрены аспекты, имеющие важное практическое значение в борьбе с ложью — борьбе, частью которой является деятельность по расследованию преступлений. Отношение к сообщению, в частности, к показаниям при расследовании, как к достоверному или ложному, складывается не только из его формального соответствия действительности, но и из психоэмоционального освоения этого сообщения воспринимающим субъектом. Часто встречается сопротивление раскрытию преступлений. Среди тех, кто мешает расследованию, могут быть очевидцы и жертвы, имеющие свои интересы. Закон обязывает пострадавших содействовать следствию, но не все это делают. На сегодняшний день в арсенале субъектов, проводящих допрос, существует много научных наработок по толкованию невербальных сигналов, свидетельствующих о лжи в показаниях потерпевшего, которые используются при допросе, при этом отсутствует законодательное регулирование механизма реализации сведений о лжи и предоставления их в качестве доказательств.
Издательство
- Издательство
- НЦПИ при Минюсте России
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125438, г. Москва, ул. Михалковская, дом 65, корпус 1
- Юр. адрес
- 125438, г. Москва, ул. Михалковская, дом 65, корпус 1
- ФИО
- Честнов Евгений Николаевич (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@scli.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 1978906
- Сайт
- https://scli.ru