ISSN 0130-3414
Языки: ru · en

Статья: Школьный учебник по литературе: об исторической преемственности и векторах обновления (2023)

Читать онлайн

В статье рассматривается историческое движение российского учебника по литературе с точки зрения его культурно-исторической специфики и сохранения преемственности, кратко очерчены методологические приоритеты учебников по литературе с конца XVII в. по настоящее время. Оценка исторической преемственности учебников по литературе строится на опыте первых риторик и пиитик, образцах учебной книги дореволюционного и советского периодов развития отечественной школы и методической науки и на материале авторских учебно-методических комплектов конца XX – начала XXI в., а также с учетом актуальных государственных нормативных документов, регламентирующих основные векторы школьного литературного образования. Запросы времени по обновлению учебника связываются с включением в учебную книгу достижений научных направлений и школ в литературоведении, теории и методики обучения, социологии и психологии чтения, ссылок на авторитетные печатные источники и электронные ресурсы, а также с использованием современных цифровых инструментов и новых форматов коммуникации, презентации результатов работы школьника, в том числе его исследовательских и творческих проектов. В разработке содержания и структуры обновленного учебника важно также учитывать и развивать отечественный опыт создания учебной книги, нацеливавшей на знакомство с творчеством писателей и отдельными произведениями отечественной и зарубежной литературы (или их фрагментами), которые сопровождались необходимой информацией об авторе, его творчестве, исторической эпохе, комментариями к тексту, справочным и методическим аппаратом, позволявшим организовать работу с текстом, чужим и своим (собственными устными и письменными высказываниями), развивать аналитические и интерпретационные умения, участвовать в диалоге и дискуссии. Решение указанных практических задач обучения сочетается с реализацией «высоких» задач приобщения школьников к вершинным произведениям классической литературы, духовно-нравственного воспитания и развития личности, формирования гражданина и патриота своего Отечества.

Ключевые фразы: учебник по литературе, учебник-хрестоматия, рабочая книга по литера- туре, учебно-методический комплект, читатель-школьник, литературное развитие, анали- тические и интерпретационные умения
Автор (ы): Чертов Виктор Федорович, Гетманская Елена Валентиновна
Журнал: ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
372.882. Преподавание литературы
Для цитирования:
ЧЕРТОВ В. Ф., ГЕТМАНСКАЯ Е. В. ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ВЕКТОРАХ ОБНОВЛЕНИЯ // ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ. 2023. № 6
Текстовый фрагмент статьи