Статья: ДАКТИЛОЛОГИЯ В АРЕАЛЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ВЕКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье рассматривается значение дактильной речи в современном поликультурном мире. Раскрывается роль дактилологии как оригинального самодостаточного средства общения и развития лиц с ограниченными возможностями. Показана возможность и необходимость ее применения в обучении детей с сенсорными, интеллектуальными, речевыми и иными нарушениями развития, в том числе со сложной структурой дефекта, для формирования у них речевого общения и словесно-логического мышления. Описаны результаты исследовательского проекта, в рамках которого проведено разноплановое научно-практическое исследование дактилологии как социально-педагогического феномена словесной речи, уточнены дактильные знаки каждой буквы русского алфавита и разработана единая унифицированная нормативная модель дактильного алфавита, а также соответствующая ей система правил дактилирования. Представлены данные о предварительной апробации разработанных материалов в образовательных организациях для детей с нарушением слуха, свидетельствующие о повышении у школьников культуры использования дактильной речи в учебной и внеурочной деятельности, точности воспроизведения и восприятия пальцевых знаков, скорости обмена учебной информацией. Приводятся данные о введении разработанной системы в образовательный процесс студентов-сурдопедагогов в рамках учебной дисциплины «Вербальные и невербальные средства коммуникации» в РГПУ им. А. И. Герцена, свидетельствующие о повышении мотивации в изучении дактилологии и активности обучающихся в реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках использования специфических средств коммуникации. Материалы статьи могут быть использованы в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовки студентов-дефектологов к профессиональной педагогической деятельности.
Информация о документе
- Формат документа
- Кол-во страниц
- 1 страница
- Загрузил(а)
- Лицензия
- —
- Доступ
- Всем
- Просмотров
- 3
Информация о статье
- ISSN
- 1999-6993
- Журнал
- СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Год публикации
- 2024