Публикации автора

Критерии экологического качества продукции в представлении студенческой молодежи (2025)

На сегодня вопрос экологизации потребления важен как для потребителей, заинтересованных в приобретении экологически чистой продукции (ЭЧП), так и для производителей, заинтересованных в расширении рынков сбыта такой продукции. Однако в нем по сей день остается много «белых пятен», начиная с критериев отнесения продукции к экологически чистой. Цель работы – выделить критерии экологического качества продукции в представлении молодежи на примере первокурсников Тюменского государственного университета. Методологической основой исследования являлись труды российских и зарубежных ученых, раскрывающие, какие признаки свойственны ЭЧП, а также результаты опроса 741 студента о видах ЭЧП и ее атрибутах.

Понятие ЭЧП в русскоязычных источниках трактуется неоднозначно – от узкого понимания как продукции, безопасной для здоровья человека, до широкого понимания, учитывающего также влияние продукции на окружающую среду на разных стадиях ее жизненного цикла. В иностранных источниках имеются комплексные определения ЭЧП, а также развернутые перечни критериев отнесения продукции к экологически чистой. Результаты опроса показали, что студенты ассоциируют ЭЧП с определенными материалами (полученными из растительного сырья, хорошо поддающимися переработке, произведенными из вторсырья). В качестве основных критериев экологичности в ответах студентов фигурировали следующие: многократное использование продукции, биоразлагаемость, возможность переработки отходов продукции, снижение потребления сырья и загрязнения окружающей среды вредными веществами на этапах производства и использования продукции, сокращение образования отходов. Так же были выявлены ошибочные представления об отнесении ряда продуктов к ЭЧП, в связи с чем делается вывод о необходимости экологического просвещения.

Каталог, разработанный для систематизации ответов студентов и включающий 196 признаков ЭЧП, может использоваться для изучения понимания ЭЧП потребителями различных сегментов рынка и выстраивания стратегий повышения экологического качества продукции.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 60 № 2 (2025)
Автор(ы): Притужалова Ольга Александровна, Иванова Анастасия Игоревна, Кушнарева Ольга Анатольевна, Ахмаева Эвелина Эльмиратовна
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ИТ-КОМПАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ФАКТОРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ1, 2 (2025)

Высокотехнологичные и наукоемкие компании, яркими представителями которых являются ИТ-компании, играют особую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности эко-номики. В данной статье на основе результатов опроса, проведенного Министерством цифро-вого развития и связи Новосибирской области, анализируется состояние развития ИТ-сектора в регионе. В ходе анализа ИТ-компании Новосибирской области были разбиты на две группы с уче-том выявленной зависимости между видами специализации и использованием ими мер государ-ственной поддержки, членством в ассоциациях, аккредитацией. Различия между выделенными группами существенны: доказано, что экономическое поведение компаний из двух групп различа-ется, что свидетельствует о необходимости использования диверсифицированного подхода к ор-ганизации поддержки.

Издание: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (208) (2025)
Автор(ы): ХАЛИМОВА София Раисовна, Иванова Анастасия Игоревна, ГОРЕЕВ Антон Валерьевич
Сохранить в закладках
ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ (2023)

Формирование цифровой экономики является одним из важных этапов в становлении нового технологического уклада как в мире в целом, так и России в частности. Приоритетность и значимость развития информационно-коммуникационных технологий выделена в ряде стратегий и программных документов РФ. Однако разрыв между российскими регионами - лидерами и отстающими регионами по ряду показателей распространения и использования цифровых технологий является весьма высоким. В этой связи данное исследование посвящено идентификации и оценке факторов, воздействующих на распространение информационно-коммуникационных технологий и их использование экономическими субъектам, с целью снижения существующего уровня цифрового неравенства. Проведенный анализ панельных данных по российским регионам, охватывающий временной период с 2017 по 2021 г., показал, что регионы с более высоким уровнем развития человеческого капитала и более молодым населением обладают преимуществами в развитии цифровой экономики, которые имеют долгосрочный характер. Усилия государства в форме субсидий, а также инвестиции в цифровую экономику в виде затрат на информационно-коммуникационные технологии значимы прежде всего для сектора государственных услуг и населения и не оказывают заметного влияния на цифровизацию бизнеса.

Издание: МИР ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Выпуск: Том 23, № 4 (2023)
Автор(ы): Иванова Анастасия Игоревна
Сохранить в закладках