Статьи в выпуске: 4

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2023)
Авторы: РАВОЧКИН НИКИТА НИКОЛАЕВИЧ, Петров Михаил Александрович

Сложностный характер современного мироустройства происходит под влиянием целого ряда разнонаправленных факторов, одним из ведущих среди которых является порождающая инновации научно-технологическая деятельность. Самоочевидно, что такая активность сопряжена с рисками и угрозами для бытия человека. Закономерным запросом текущего этапа цивилизационного развития становится включение гуманитарного компонента в актуальную повестку с целью предупреждения негативных последствий и сценариев. Настоящая статья посвящена аналитике текущего состояния и выявления инструментальных возможностей технологии гуманитарной экспертизы в реалиях современного мира. Рассмотрены аспекты, направления и уровни данной деятельности. Раскрыты специфика и функции гуманитарной экспертизы. Установлено, что гуманитарная экспертиза является эффективным инструментом, способствующим выходу человечества за рамки узгопрагматической рациональности, значительно снижая неопределенность существования социальных систем в результате техногенного влияния.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМА САНАЦИИ (2023)
Авторы: Писачкина Яна Семеновна

В статье рассмотрены актуальные проблемы социального контроля в аспекте толерантности. Социальные науки создают схемы деятельности, воспроизводящие социальное бытие на уровнях макро- и микро-факторов. Социальный контроль - многоаспектное и универсальное явление, представляющее собой механизм, маркирующий применение ценностных ориентаций и норм в регуляции отношений людей, их поведении и деятельности. Функции социального контроля реализуются в гармонизации и санации общественного пространства, элементами которого выступают гражданское общество, государство, регионы, национальные и национально-этнические субъекты управления, корпорации, трудовые ассоциации. Социальный контроль это действенная, мощная и реальная сила современного общества. Однако принципиальное отличие силы от насилия базируется на тех изменениях значений и смыслов «социального поля» в пространстве гуманитарной культуры, которые характерны для последнего столетия истории планеты, мировых центров цивилизации и народов, избавившихся от колониального ига, интервенций и насилия в достижении успешной социальной практики. В современном обществе понятие социального контроля получило развитие и применение в различных сферах общественной жизни и специальных профессиональных практиках. Одним из актуальных направлений функционирования социального контроля является проблема толерантности.

Сохранить в закладках
ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2023)
Авторы: Фролова Ирина Васильевна, Лукманова Рушана Хусаиновна

В статье исследуются проблема поиска общих оснований и форматы для восстановления социальной солидарности в постсоветской России. Авторы апеллируют к наследию российской обществоведческой мысли XIX в. (П. Л. Лавров, М. И. Туган-Барановский, М. М. Ковалевский), рассматривавшей кооперативность как основу социальной солидарности. Базисом для современной модели кооперации могут быть микросоциальные практики, включающие семейную, этноконфессиональную и неформальную солидарность. Характеризуя данные разновидности солидарности, авторы обращают внимание на их центробежный характер. Задачи консолидации российского общества диктуют необходимость культивирования центростремительных консолидационных трендов, основой которых может стать гражданская солидарность. Интеграция разных форм солидарности посредством развития механизмов гражданского участия, а также практики воспитания солидарности, могут стать основой для социальной сплоченности и согласия, отказа от принуждения к солидарности.

Сохранить в закладках
"СНЕГУРОЧКА" А. Н. ОСТРОВСКОГО В РУССКОМ ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (НА МАТЕРИАЛАХ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕМОРИАЛЬНОГО ПРИРОДНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ЩЕЛЫКОВО") (2023)
Авторы: Портнова Татьяна Васильевна

Статья посвящена художественному оформлению пьесы-сказки А. Н. Островского, законченной автором в 1873 г. Автор статьи обращается к первоисточнику природных мест, где зародился сказочный сюжет и впервые был воплощен в сценографии художников конца XIX - первой половины ХХ в., считающимися самыми значимыми постановочными решениями, некоторые из которых находятся в фондах музея-заповедника «Щелыково». Методология исследования основана на историко-хронологическом развитии визуальных образов сказки, начиная от литературного первоисточника к художественному воплощению в эскизах. Декорационный материал рассматривается в связи с литературно-эстетическими принципами писателя, жанровой формой, отразившими весенне-зимнее настроение, фантастические человеческие образы и пейзажные этюды. Изобразительный материал, включающий работы В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. А. Арапова, А. Ф. Буслаева, анализируется как своеобразная целостная система, вместе с тем привносящая в сценическую интерпретацию сказки свою эстетику, индивидуальный стиль и внутреннее наполнение.

Сохранить в закладках