Статьи в выпуске: 22
Статья посвящена описанию материалов из архива Госфильмофонда, относящихся к фильмам А. А. Тарковского «Каток и скрипка», «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». Среди описанных источников литературные и режиссёрские версии сценариев, монтажные листы, студийные документы, стенограммы обсуждений на студии «Мосфильм» и пресса на разных языках.
Статья пытается раскрыть особенности становления и развития аналитической философии в евро-американской философии, перед тем как показать историю адаптации и творческого развития её в России. Дело в том, что от устоявшихся мнений, что она связана с работами Б. Рассела и Э. Мура, в процессе долгих дискуссий были осознана важная роль немецкоязычных авторов, особенно Г. Фреге и Л. Витгенштейна. Отмечается и тот факт, что радикализм аналитической философии имел в основании широкое ощущение разрыва и обновления, которое определяло дух Европы конца века. Так что наследие немецкого идеализма, бурное развитие естественных и исторических наук, пересмотр отношения логики и математики и их связи с философией предопределило аналитические тенденции развития философии. Она прошла путь от неореализма к логическому позитивизму, затем к Венскому кружку и постпозитивизму и философии науки, с широким охватом проблем онтологии и эпистемологии, философии сознания и прагматизма. Однако в каком-то смысле выводы, к которым пришли аналитические философов о значении языка для философии, об актуальности логики для любого философского дискурса, о роли определения значений и использования терминов и утверждений с целью растворить, урегулировать или переформулировать традиционные философские вопросы - это окончательные результаты.
На примере малой прозы Людмилы Петрушевской рассматриваются актуальные сегодня проблемы неосентиментализма. неожиданным и парадоксальным образом нашедшие отражение в современной отечественной прозе. Показано, какие формы обретает неосентиментализм в творчестве Петрушевской и как он репрезентирован в ее рассказах.
В статье рассматриваются рассказы и повести Валентина Распутина, на примере которых прослеживается «смысл человеческой любви» (В. Соловьев), репрезентированный в творчестве русского деревенского писателя. В отличие от позиции радикальных современных критиков, в статье показано, что подлинная человеческая любовь у Распутина оказывается «зрячей», всевидящей, достигающей Бога. В статье оспаривается позиция современной критики признать позицию писателей-деревенщиков, в т. ч. Валентина Распутина, устаревшей и «замшелой» (А. Гаррос).
В статье рассмотрены несколько поэм Тимура Кибирова, поэта, которого критика, как правило, относится критикой к московским концептуалистам. В работе показано, что дружба с Д. А. Приговым или Л. Рубинштейном не делает Кибирова концептуалистом в точном смысле слова. Продемонстрировано, что Кибиров преодолевает рамки концептуального искусства, вставая на путь восприятия русской классической традиции, наследуя лучшим образцам отечественной поэзии. На примере «Послания Льву Рубинштейну» в ходе анализа показаны сентиментальные составляющие поэзии Кибирова.
В статье детально рассматривается повесть Виктора Пелевина «Жизнь насекомых» и на фоне постмодерноконцептуалистских практик конца 1990-х годов (В. Сорокин, С. Гандлевский, В. Курицын и др.) выявляются особенности поэтики, этики, эстетики прозаика. В работе показано, что в отличие от писателей-концептуалистов (в частности, В. Сорокина) рассказы и повести Пелевина (особенно ранние его тексты) активно пронизаны смыслом и содержанием, понятным рядовому (неподготовленному) читателю. В атмосфере советского и постсоветского художественного бытия Пелевин умеет соединить реальное и ирреальное, не упуская контента смысла и идеи (от которых декларативно отказались концептуалисты).
В статье рассмотрено творчество Владимира Маканина, писателя, условно относимого к поколению «сорокалетних», в прозе которого особым образом нашел воплощение сквозной прием абсурдизации, остранения образа действительности. В работе показано, с какой целью прозаик прибегал к приемам абсурдного, какими путями воплощал абсурдистику в различных своих романах. Показано, что абсурд служил Маканину выражением сложности мировой действительности, особости и неосознанности человеческого существования.
В работе выявлены особенности художественного воплощения философской идеи «всеединства» В. С. Соловьева в рассказе В. Г. Распутина «Что передать вороне?». Особое внимание уделяется изменению художественного пространства, транслирующему происходящий цивилизационный перелом. Динамика художественного пространства, по мнению автора статьи, проявляется, в первую очередь, в постепенном разрушении деревенского уклада жизни как основы национального духовно-нравственного бытия. Подчеркивается значимость обращения писателя к национальной символической системе, которая помогает В. Г. Распутину собственное отношение к возможности достижения идеала «всеединства».
Космизм Астафьева рассматривается как ключевая сфера авторского сознания, на формирование которой оказало влияние чувство гармонии, порожденное крестьянской вселенной. Автор статьи утверждает, что в центре художественного мироздания писателя находится Земля, Вода, Вселенная, но главное место занимает Человек.
В работе рассматривается тема деревни в поэзии П. Васильева, подчеркивается причастность поэта к истории и национальной культуре России, судьбе русского крестьянства. Творчество Васильева представляет явление, присущее определенному типу творческой личности. Развитие поэта происходило в насыщенный драматическими событиями период отечественной истории, в эпоху резкого кризиса общества, породившего серьезную переоценку ценностей, что нашло отражение м в трактовке темы деревни.
В статье анализируются рассказы Бориса Екимова 2000-х годов, составившие сборник «Родительская суббота». Ее целью стало исследование повседневной жизни героев Б. Екимова, позволяющее ему описать современное состояние деревни. Важными характеристиками деревенского пространства становятся удаленность от города, цивилизации, запустение, одичание, разделенность на отдельные локусы. Писателя волнуют не социальные проблемы сами по себе, а вызванные ими изменения в духовной жизни людей. Б. Екимов фиксирует прерывание традиции, необратимое изменение повседневной жизни людей, оказавшихся на грани выживания, что мотивировано сменой исторически сложившихся форм бытия - ставшей привычной колхозной жизни. В его художественном мире бытийное замещается историческим и социальным, а герои выключены из пространства родовой жизни, у них нет осознания абсолютности онтологического закона. Деформированные связи между людьми проявляются, в первую очередь, в трансформации образа хозяина и изменении характера соседских отношений.
Автор статьи считает, что Шукшин актуализирует в рассказах емкие метафоры и образы, которые позволяют вести масштабный разговор об особенностях национальной судьбы и народного характера на длительном историческом этапе развития. Духовность и «культура» как суррогат духовности становятся в ряде ключевых произведений Шукшина («Крепкий мужик», «Мастер», «Чудик», «Пост скриптум», «Чередниченко и цирк», «Штрихи к портрету» и др.) обобщающими понятиями, через которые «объясняются» многие коллизии народной жизни «вчера, сегодня и завтра». «Церковь» и «цирк» метафорически противопоставляются друг другу в качестве атрибутов истинной и подменной веры.
В статье на примере произведений Г. Матевосяна и Виктора Астафьева рассматривается мифологема древа жизни в контексте художественного времени. За основу автором статьи принята структура духовного времени, предложенная Августином Блаженным как модель художественного времени, где три трансформации настоящего (настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего) по-новому раскрывают мифологему древа жизни в ряде анализируемых рассказов.
Статья посвящена повестям В. М. Шукшина. Автор анализирует смысловую структуру самых известных литературных текстов, принадлежащих этому жанру, разделив их на две группы: драматические и сатирические. Особое внимание уделяется персонажным рядам.
В статье рассматривается творчество современных северных поэтов в контексте развития традиций деревенской прозы, выявляются ключевые образно-смысловые доминанты поэзии Архангельского Севера начала XXI века, выделяются характерные для деревенской прозы темы и мотивы, определяющие своеобразие современной северной поэзии.
Статья обращена к проблеме изучения региональных литератур. В работе ставится вопрос о необходимости изучения литературы Южного Урала как неотъемлемой составляющей истории русской литературы. Отмечается характерная особенность, присущая словесности Урала, - социальность, документальность. Подчеркивается значимость изучения государственных и частных архивов Центром историко-культурного наследия. Особо выделяется необходимость использования регионального материала в процессе обучения литературе в школах и вузах Челябинска и области.
Статья посвящена анализу хронотопа рассказа «Черторой» вологодского писателя Станислава Мишнева, чье творчество в современной критике относят к постдеревенской прозе. Выявлено, что в произведении о северной деревне конца XX века происходит сближение изображающего и изображенного миров. При этом документальный материал, осмысляемый автором, получает художественно-образное воплощение. Сделаны выводы о том, что соприсутствие документального и художественного позволило Мишневу расширить смысловые границы повествования и сказать свое правдивое слово о российской деревне в целом.
Идеал женского образа всегда был непосредственно связан с трактовкой важнейшего для русской ментальности феномена Женственности, который считается философами определяющим самобытность русской нации и даже представляется символом её самоопределения. В статье впервые рассматривается категория Вечно Женственного в контексте творчества В. Г. Распутина. Цель исследования: определить истоки зарождения одной из наиболее важных тем для художника второй половины ХХ века, проследить пути и специфику её развития. Методологически статья базируется на комплексном подходе, включающим использование текстологического, сравнительно-исторического, культурно-исторического и феноменологического методов. Анализ художественных текстов позволил прийти к следующим результатам: 1) стремление В. Распутина к осмыслению феномена Женственности вполне очевидно уже в самом начале творчества; 2) уже в ранних текстах художника интересовало значение Женщины и Женственной энергии в духовном мире мужчины, он констатировал их спасительную миссию; 3) поскольку только через них мужчина способен приобщиться к тайнам бытия; 4) в современном мире классик увидел угасание Женственности, необходимой для поддержания мировой гармонии; 5) образ девушки-ангела в творчестве В. Г. Распутина типологически восходит к женскому образу, рождённому поэтами русского духовного ренессанса и их предшественниками. Постижение глубинного смысла центрального в творчестве Распутина женского образа раскрывает новые грани идейного смысла произведений автора, освещает духовно-нравственные проблемы современности и открывает пути их преодоления.
В статье продолжено изучение проблемы отражения русского национального самосознания в творчестве Распутина на основе эстетико-философского подхода. Художественное сознание писателя обусловливается диалектической связью духовно-зримых образов и непосредственно воспринимаемых природных стихий, обращением к антиномиям национального характера. Мировоззрение Распутина, ориентированное на православную культуру, развивалось на путях, заложенных древнерусской литературой, отечественной религиозной философией, Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Последователь философского реализма, он изображает действительность в непосредственном, национально-актуальном проявлении. В прозе Распутина диалектически соединены эстетические и этические ценности.
В статье анализируется воздействие мотивов, образов, идей А. С. Пушкина, в частности его «маленькой трагедии» «Пир во время чумы», на мотивную структуру, образную систему, идеологию повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». Особое внимание уделено пасторальным мотивам и конструктам, их функции в структуре пушкинской пьесы и астафьевской пасторали. Идеи милосердия, трагического неотвратимого противостояния жизни и смерти, любви и войны, образы попранной пасторали сближают художественный мир повести с пушкинским мировосприятием.
Цель статьи - рассмотреть законы формирования и развития литературной традиции в поэтике русских классиков XIX в. и ХХ в.: Н. Лескова и В. Распутина. В задачи автора входит исследование движения ведущего литературного архетипа Деревня - от его формирования в творчестве Пушкина, критической трансформации в конце XIX в. в прозе Лескова, и восстановления в деревенской прозе ХХ в., обновившей старые образцы и вложившей в них свое содержание. Особое внимание уделяется испытанию традиции в изображении русской деревни на рубеже прошлых веков: возникшее отрицание, чреватое распадом основных образных компонентов, во многом было преодолено деревенской прозой ХХ в., что доказано на примере произведений В. Распутина. На основе исследования поэтики Лескова и Распутина в историко-литературном контексте движения архетипа, делается вывод, что литературная традиция развивается не только поступательно, но и проходит периоды испытания, двигаясь по линии самоотрицания и восстановления - в зависимости от социо-исторических обстоятельств и коллективных умонастроений.
В статье рассматриваются литературные дискуссии о «деревенской прозе», ставшие основой критической мысли 1960-1980-х гг. На основе изученного материала выделяются основные аспекты литературоведческого анализа и ведущие проблематики конкретного литературно-исторического периода.