Статьи в выпуске: 9

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ СТРАН ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА (2025)
Авторы: Мога Ирина Сергеевна, Карелина Екатерина Александровна, Плетнев Максим Геннадьевич

Введение: в статье оценивается современное состояние и перспективы международного сотрудничества в энергетической сфере (на примере атомной промышленности), а также влияние этого сотрудничества на место России в новой системе мирохозяйственных связей. Инвестиции в строительство атомных электростанций растут на волне зеленой повестки и стремления к низкоуглеродной генерации при одновременной невозможности обеспечить устойчивое энергоснабжение за счет других источников. Авторы анализируют текущие проблемы, вызовы и уровень конкурентоспособности ГК «Росатом» на различных рынках. Цель: развитие научных представлений о влиянии международного отраслевого сотрудничества, а именно сотрудничества в атомной отрасли, на особенности интеграции российской экономики в систему мирохозяйственных связей, а также оценка возможных перспектив расширения экспортного потенциала атомной энергетики. Методы: системный подход, анализ статистических данных, дедуктивный метод и метод сравнения. Результаты: анализ совместных проектов показал, что наиболее результативным является энергетическое сотрудничество России и Китая. Авторами предложены прогнозы, учитывающие преимущества и риски международного сотрудничества, специфику мировых энергетических рынков, инициативы, предпринимаемые всеми акторами процесса трансформации системы мирохозяйственных связей. Выводы: атомная энергетика в мировом энергетическом комплексе, особенно на фоне роста цен на ископаемые энергоресурсы, приобретает весьма существенное значение и оказывает влияние на социально-экономическое развитие России, одновременно выступая инструментом политического доминирования. Технологическое преимущество в атомной отрасли обеспечивает конкурентоспособность страны в условиях создания нового миропорядка, основанного на взаимовыгодных экономических отношениях суверенных государств и правилах ООН.

Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)
Авторы: ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

Введение: кооперация представляет собой альтернативную форму предпринимательской деятельности, позволяющую объединять финансовые капиталы и организационные ресурсы участников. В условиях экономического кризиса, падения доходов именно кооперация может стать наиболее эффективным механизмом роста предпринимательской активности и развития экономики. Цель: анализ факторов, лимитирующих готовность населения к организации или вступлению в кооперативы; определение механизмов социального управления, обеспечивающих развитие кооперации. Методы: анкетный опрос населения (N = 4422 респондента). Признаки репрезентации: пол, возраст, место проживания (город/село). Результаты: к лимитирующим факторам развития кооперации, по оценкам респондентов, можно отнести следующие: низкий уровень доверия потенциальных участников кооперации друг к другу, отсутствие капитала, недостаточность государственной поддержки, проблемы с арендой помещения, высокие налоги. Меры, направленные на развитие компетенций и повышение знаний в области кооперации, способны повысить готовность граждан к объединению в кооперативы. Результаты исследования позволили выделить ключевых субъектов поддержки кооперативной инициативы населения, среди которых первый радиус составляют организации отраслевого сектора, непосредственно задействованные в повестке кооперативного развития; второй радиус – региональные и местные органы власти; третий – предпринимательские сообщества. Выводы: анализ ограничений развития кооперации показал наличие ряда проблем и потребностей потенциальных кооператоров. С одной стороны, у населения присутствует интерес к развитию компетенций в области кооперации, к ознакомлению с передовым опытом и положительными практиками в данной сфере. С другой стороны, в условиях экономического кризиса у граждан актуализированы рациональные запросы на финансовую поддержку со стороны органов власти, минимизацию рисков и издержек ведения хозяйственной деятельности. Практическая значимость исследования определяется разработкой организационно-административных, нормативно-правовых, социокультурных, образовательных, коммуникационных, инфраструктурных механизмов социального управления развитием кооперации.

Сохранить в закладках
РЕЙТИНГ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ (2025)
Авторы: УСКОВА ТАМАРА ВИТАЛЬЕВНА, Устинова Ксения Александровна

Введение: в условиях ухудшения внешней социально-экономической среды актуализируются вопросы, связанные с обеспечением технологического суверенитета России и ее регионов. Одним из факторов, от эффективного воспроизводства которого зависит решение данной задачи, является научно-технологический потенциал территорий. Российские регионы существенно различаются по уровню научно-технологического развития, по условиям осуществления в них научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе по ресурсному обеспечению воспроизводства научно-технологического потенциала. Это делает необходимым не только оценку научнотехнологического потенциала субъектов Российской Федерации, но и выявление факторов, которые на него воздействуют. Наряду с этим сам феномен научно-технологического потенциала является многоаспектным в части исследования и методологические подходы к его оценке вызывают дискуссию. Цель: построить рейтинг научно-технологического потенциала регионов России, основываясь на разработанной методике, позволяющей провести объективный анализ научно-технологического потенциала территорий, осуществить дифференцированную оценку субъектов Российской Федерации по показателям науки и технологий. Методы: сравнение методик оценки научно-технологического потенциала и научно-технологического развития регионов, многомерный сравнительный анализ на основе интегрального подхода для определения уровня научно-технологического потенциала. Результаты: структурированы теоретические концепции, в рамках которых исследуется развитие регионов и факторы, обусловливающие этот процесс. Показана полярность положений этих концепций в двух направлениях: 1) вмешательство/невмешательство органов власти в экономические процессы; 2) сближение/отсутствие сближения между регионами по показателям социально-экономического развития. Выявлена дискуссионность в отношении методических подходов к оценке научно-технологического и инновационного развития субъектов Российской Федерации. Показано, что, несмотря на сходство их целевого назначения, существуют различия, которые вызваны разницей в информационных источниках, в применяемых типах данных (статистические данные или ведомственные данные и результаты экспертных опросов), а также в открытости и доступности показателей для анализа. Выделены группы регионов по уровню развития в них научно-технологического потенциала. Выводы: большинство субъектов Российской Федерации характеризуются научно-технологическим потенциалом «ниже среднего» в связи с аналогичным уровнем составляющих, входящих в его структуру. Сходная ситуация – в большинстве регионов Северо-Западного федерального округа, в том числе в Вологодской области. В последней возможности для реализации научно-технического потенциала связаны с наличием потенциала в части исследований и разработок, а препятствием выступает кадровое и финансовое обеспечение.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ (2025)
Авторы: Титов Эдуар Александрович, Паксиваткина Валерия Александровна

Введение: в 2016 году начали разрабатываться первые российские интернет-порталы инициативного бюджетирования, позволяющие гражданам участвовать в распределении бюджетных средств в цифровом формате. По данным мониторинга развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации, число таких интернет-порталов в 2023 году достигло 24 единиц (специализированные интернет-порталы функционируют в 20 регионах). В настоящее время их функционирование не регулируется нормативными правовыми актами, отсутствуют стратегические документы, которые определяли бы их перспективы. Кроме того, в отечественной научной литературе недостаточно изучен накопленный опыт и не проведена оценка развитости и полезности таких интернет-порталов для пользователей. Цель: оценить функционал российских интернет-порталов инициативного бюджетирования и сравнить их с зарубежными аналогами. Методы: использована усовершенствованная методика оценки развитости интернет-порталов общественного участия ООН. Результаты: большинство оцененных интернет-порталов инициативного бюджетирования требуют улучшения и расширения функционала (в статье дается подробная характеристика по пяти категориям), и только восемь из двадцати четырех превысили медианное значение оценки. Результаты сравнения российских и зарубежных интернет-порталов показали развитость функционала последних. Выводы: существующие в России интернет-порталы инициативного бюджетирования в основном используются как информационные ресурсы, в то время как прямая вовлеченность граждан через цифровые площадки остается недостаточной.

Сохранить в закладках
СИЛА ЗЕЛЕНЫХ ПАРТИЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КОАЛИЦИЯХ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МИНИСТЕРСКИХ ПОРТФЕЛЕЙ (2025)
Авторы: Михеев Андрей Константинович

Введение: в современных политических системах Западной Европы зеленые партии играют значительную роль, получая существенную поддержку избирателей и участвуя в коалиционных правительствах. Однако партии, которые акцентируют свое внимание на узком спектре проблем («нишевые» партии), сталкиваются с дилеммой: расширение круга вопросов может привлечь больше голосов, но может и снизить поддержку основного электората, сосредоточенного на экологических вопросах. Данное противоречие может влиять и на распределение правительственных портфелей. Цель: выявить влияние электорального веса и программных предпочтений зеленых партий на получение дополнительных министерских мест в правительстве. Методы: качественный сравнительный анализ. Результаты: сравнительный анализ 15 правительств стран Западной Европы, в которых участвовали зеленые партии, подтвердил положительное влияние шантажного потенциала, низкого приоритета экологических проблем и среднего приоритета экономических вопросов на получение дополнительных министерских постов. Вопросы благосостояния и качества жизни граждан, а также идеологическая близость с партией премьерминистра не влияли на получение дополнительных постов, поскольку эти факторы встречались одинаково и в положительных, и в отрицательных исходах. Выводы: изучение факторов, способствующих получению дополнительных министерских постов, демонстрирует прагматичный подход зеленых партий: они готовы уменьшить акцент на экологических проблемах ради увеличения числа правительственных должностей. Такая адаптация позволяет им участвовать в управлении различными сферами жизни и расширять свое влияние.

Сохранить в закладках
КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СГЛАЖИВАНИЯ НЕРАВЕНСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ РОССИЯН (2025)
Авторы: ПУГАЧЕВ Андрей Александрович

Введение: неравенство потребления в России является стабильно высоким. Децильный коэффициент фондов находится в диапазоне 7–9, а коэффициент Джини – в диапазоне 0,3–0,36. Потенциал налогообложения в сглаживании неравенства потребления не реализован. Цель: обоснование возможностей сглаживания неравенства потребления в России с помощью косвенного налогообложения на основе оценки уровня неравенства и влияния на него распределения налоговой нагрузки по НДС в разрезе децильных групп. Методы: анализ показателей дифференциации и концентрации потребления – децильного коэффициента фондов и коэффициента Джини – в динамике, а также расчет средней эффективной ставки НДС по децильным группам и оценка влияния на нее изменения НДС по отдельным статьям потребительских расходов. Расчеты выполнены на основе данных Росстата с использованием пакета «Анализ данных» в MS Excel за 2004–2022 годы. Проведено их сравнение с данными Евростата по странам Евросоюза. Сформированный датасет содержит около 600 индикаторов неравенства потребления и влияния на него косвенного налогообложения. Результаты: косвенное налогообложение в России в разрезе децильных групп граждан носит регрессивный характер и не способствует сглаживанию неравенства. Различие структуры потребления наименее и наиболее обеспеченных граждан по статьям затрат открывает перспективы для сглаживания неравенства с помощью косвенного налогообложения. Выводы: целесообразно снижение НДС до 10 % по услугам ЖКХ, формирующим существенную часть расходов нижних децильных групп, по аналогии с товарами первой необходимости, а также возвращение 20%-ного НДС по отдыху, гостиницам и общественному питанию, где превалируют траты верхних децильных групп. Это обеспечит прогрессивность косвенного налогообложения: средняя эффективная ставка НДС для первого дециля снизится до 11,52 %, или на 0,78 п. п., для десятого – возрастет до 13,86 %, или на 1,3 п. п., а децильный коэффициент фондов снизится с 7,94 до 7,75.

Сохранить в закладках
Оценка эффективности и масштабности управления налоговыми расходами на поддержку инвестиций и приоритетных отраслей экономики в странах (2025)
Авторы: Демидова Светлана Евгеньевна, Тюрина Юлия Габдрашитовна

Введение: в условиях возрастания роли государства в экономике расширяются фискальные инструменты, в набор которых все больше стран включают управление налоговыми расходами. В отличие от прямых расходов налоговые расходы не потребляют ресурсы, однако делают налоговую систему более сложной. Сравнение межстрановых данных о налоговых расходах затруднено вследствие ограниченной сопоставимости налоговых систем. Цель: проверка гипотезы об активизирующем воздействии налоговых стимулов, относящихся к группе налоговых расходов. Объектом эмпирического исследования выбраны страны, выделенные по критерию глубины налоговых расходов в объеме ВВП и налоговых доходов; временной период для анализа обусловлен доступностью данных. Внешним шоком в настоящем исследовании определен кризис, вызванный ограничениями в период пандемии COVID-19. Методы: метод многомерной средней. Результаты: методологический подход показал взаимосвязь политики управления налоговыми расходами с фискальной политикой, структурными особенностями экономики, стратегическими правительственными приоритетами. Авторами проанализированы страновые подходы к использованию механизма налоговых расходов, выделена группа стран для анализа, проведена оценка масштабности и эффективности управления налоговыми расходами на поддержку инвестиций и приоритетных отраслей экономики в странах G20 в период внешних шоков. Изучены налоговые расходы в привязке к тематике экологической устойчивости. Выводы: методом многомерной средней определена масштабность применения налоговых расходов, страны отрейтингованы по значению интегрального показателя. Позиция в рейтинге обусловлена широтой и глубиной налоговых послаблений. Эффективность использования налоговых послаблений оценена через коэффициент увеличения инвестиций и коэффициент увеличения промышленного производства. Результаты оценки показывают, опережают ли экономические показатели темпы роста налоговых расходов.

Сохранить в закладках
Модели солидарности в городских и сельских сообществах (2025)
Авторы: Плотичкина Наталья Викторовна

Введение: эффективная политика локального развития строится на основе доверия, ответственности, социальной солидарности, обеспечивающих консолидацию территориальных сообществ вокруг приоритетов развития на основе неконфликтного согласования интересов. Цель: экспланация моделей солидарности в городских и сельских сообществах как нематериального ресурса политики территориальной сплоченности и локального развития. Методы: сбор и анализ данных с использованием типологического метода, пространственного, социокультурного, компаративного подходов, что позволяет выявить ресурсный потенциал солидарности в политико-управленческой практике. Результаты: в соответствии с логикой экзогенных, (нео)эндогенных концептов политики локального развития предложены модели конструирования солидарности в сельских поселениях. Экзогенная солидарность инициируется местными органами власти, восходящая модель основана на практиках самоорганизации территориальных сообществ. В гибридных моделях экзогенная управленческая инициатива местных органов власти приводит к эндогенному участию сельского сообщества в проектах локального развития. Выделены модели городской солидарности с учетом специфики субъектов консолидирующих инициатив и ресурсов урбанизированных сообществ. Описаны принципы и стратегии мобилизации солидарности, которые не основаны на принуждении или материальном стимулировании и используются в гибридных моделях. Выявлены общие и отличительные характеристики теоретических конструктов солидарности в городских и руральных исследованиях. Выводы: в современных исследованиях и политической практике происходит переход от нисходящей к восходящей либо гибридной модели конструирования солидарности в городских и сельских пространствах, что свидетельствует об активизации субъектной позиции сообществ в процессах развития территорий.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ) (2025)
Авторы: ИВАНОВ ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ, Суслов Евгений Юрьевич

Введение: современная мировая политическая действительность с трудом поддается описанию и анализу. Общецивилизационный кризис характеризуется неспособностью государств к доверительному взаимодействию и партнерству, что, по сути, нивелирует усилия стран по стратегическому планированию, обнуляя концепции, стратегии и программы еще на этапе разработки. На первый план выходит поиск инструментария, способного транскрибировать мировые турбулентные процессы в приемлемые для дальнейшего анализа системы координат. На наш взгляд, таким аналитическим инструментом может послужить политическая картина мира, как высокоуровневый концепт, заключающий в себе базовые понятийно-ориентационные конструкции, которые описывают весь комплекс представлений государства о его месте и роли на мировой арене и векторах его развития в пространственно-временном разрезе. Сегодня мы становимся свидетелями демонстрации притязаний на значимость и борьбы за власть среди известных политических картин мира: западная картина мира, евразийская, европейская, коалиционные и китайские концепты (БРИКС, «Один пояс – один путь», ШОС, «Сообщество единой судьбы человечества» и др.). Яркий пример – концепция устойчивого развития, которая, будучи наднациональным стратегическим документом, проявляет себя как политическая картина мира. Несмотря на всеобщее принятие, она получила избирательную имплементацию в национальных стратегических нормах и остается примером научных споров об источниковом происхождении и принадлежности к западной модели мироустройства. Цель: проанализировать место, роль и функции политической картины мира в системе документов стратегического планирования в России (на примере концепции устойчивого развития). Методы: исторический анализ, сравнительные методы, контент-анализ. Результаты: структурными элементами политической картины мира являются базовые общецивилизационные и политические категории: культура, мораль и право, политический порядок, идеологии, нации, государства, история, языки и т. д. Концепция устойчивого развития обладает структурными категориями, сходными с концептом «политическая картина мира». Следует зафиксировать тенденцию политизации концепции устойчивого развития и ее противоречивый характер, который проявляется, с одной стороны, во всеобщем ее принятии мировым сообществом, а с другой – в зарождающемся дискурсе об источниковом происхождении и «опасном» соответствии ее структурных элементов компонентам, образующим национальные политические картины мира, и, как следствие, необходимости адаптации целей устойчивого развития к особенностям национальных политических картин мира. Выводы: система стратегического планирования и институты выработки стратегической политики России являются картиноформирующими институтами, а документы стратегического планирования содержат в себе структурные элементы, составляющие политическую картину мира. Концепция устойчивого развития в целом встроена в документы стратегического планирования России. Несмотря на расхождение по таким категориям, как вопросы войны и мира, безопасности, соблюдения суверенитета, развития в обществе идей справедливости, патриотизма и волонтерства, концепция устойчивого развития выглядит базовым ядром рассмотренных документов стратегического планирования и формирует существенную часть современной политической картины мира России.

Сохранить в закладках