Статьи в выпуске: 10
В даннои статье предпринимается попытка выявления причин ценностного конфликта в восприятии жителями Ростовскои области ряда недружественных государств и оценка его возможных последствии. Основная цель исследования - анализ мнения жителеи Таганрога о ряде антипатичных им стран, выбранных при этом в качестве привлекательных для потенциального визита в случае возможности, что является основанием для возникновения конфликта ценностеи.
Методы. Исследование опирается на эмпирические данные пилотажного социологического исследования, выполненного коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в 2023 году. В качестве основного метода исследования было выбрано анкетирование, опрос проведе н среди жителеи города Таганрога.
Результаты и их обсуждение. Выявлены причины возникновения ценностного конфликта в восприятии ряда недружественных стран – США, Великобритании, Франции и Германии. Установлено, что в связи с влиянием ряда внешних факторов таганрожцам присущ конфликт познания ценностеи, то есть ситуация, в которои реализация вторичных постматериалистских ценностеи (социальные, культурные, духовные, рекреационные) невозможна без достижения ценностеи первичных материалистских (безопасность, экономическое благополучие). Обозначены возможные последствия ценностного конфликта: ухудшение психологического и социального самочувствия индивида, формирование стереотипов, ухудшение межличностных и межэтнических отношении. Результаты, описанные в даннои статье, могут быть полезны для дальнеи шего изучения социологии международных отношении, а также использованы для планирования мероприятии, направленных на борьбу с формированием у жителеи Таганрога устои чивых негативных стереотипов о жителях недружественных государств и способствующих дальнеи шему развитию двустороннего межэтнического сотрудничества.
В данной работе анализируются результаты социологического опроса (глубинных интервью) с целью выявления основных причин конфликтов в молодой семье Ростовской области, а также наиболее распространенных способов их разрешения. Данный ракурс исследования прос тавляется чрезвычайно актуальным в условиях высокой динамики разводов в России, особенно среди молодых семей.
Методика и методология исследования. Исследование базируется на данных глубинных интервью, проведенных в 2023 году: 1) с экспертами (медиаторами), территориально проживающими в Ростовской области и представляющими региональные отделения организаций, занимающихся медиативными практиками n =7); 2) с представителями моло дых семей ( n 38), проживающих в сельской местности (3 мужчин и 12 женщин) и городской (18 женщин и 5 мужчин) Ростовской области.
Результаты исследования. Основные причины конфликтов в молодых семьях Ростовской области связаны с бытовыми, финансовыми проблемами, сложностями выстраивания отношений с родственниками. В качестве важной причины выступает также неготовность самих молодых людей к семейной жизни, к конструированию грамотных семейных отношений, отсутствие желания идти на компромисс, умения разрешать семейные конфликты. Для экспертов-медиаторов ключевыми причинами возникающих на начальном этапе семейной жизни конфликтов, являются отсутствие культуры семейных отношений и изменение к семье как ценности в молодежной среде. При разрешении конфликтов молодые семьи Ростовской области не склонны обращаться к помощи специалистов, предпочитая самостоятельно разбираться в отношениях, спорах и конфликтах, полагая, что «выносить сор из избы» ‒ признак дурного тона. Таким образом, влияние сложившихся стереотипов и традиций в культуре российского народа о необходимости решать семейные вопросы, проблемы, конфликты в узком семейном/дружеском кругу препятствует повышению культуры разрешения семейных конфликтов в обществе и эффективной реализации потенциала семейной медиации в урегулировании семейных споров и конфликтов.
Религиозное возрождение сопровождается противоречивыми векторами развития: с одной стороны, больше свободы и возможности в совершении религиозных обрядов и богослужения, с другой – появление религиозных течений, способствующих радикализации сознания, в данном контексте, ваххабитской идеологии. Сложные процессы в религиозной сфере дестабилизировали российское общество, вносили раскол между последователями разных вероисповеданий, более того, способствовали разладу внутри одного вероучения. Довольно болезненно процессы религиозного возрождения протекают в регионах, население которых исповедует исламское учение. Поэтому на фоне укрепления позиций религиозного духовенства, их влияния на массовое сознание населения актуализируется потребность в исследовании религиозной идентичности.
Методика и методология исследования. Общепринятой моделью социологического изучения идентичности и разных типов ее существования является анализ выражений каждого из них через призму интеграторов воспроизводства, в данном контексте, установление степени сопричастности человека с религиозной общностью, то есть единоверцами. Авторский социологический опрос по изучению религиозности и религиозной практики дагестанской молодежи проведен в 2023 г. методом случайного отбора. Место проведения опроса: гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол – мужчины 249 чел. (48,8 %), женщины – 261 чел. (51,2 %); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3 %), 18–25 лет – 173 чел. (34,0 %), 26–35 лет – 193 чел. (41,7 %); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4 %), среднее – 107 чел. (21,0 %), среднее специальное – 173 чел. (34,1 %), высшее – 156 чел. (30,5 %); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8 %), верующий – 273 чел. (53,5 %), колеблющийся – 25 чел. (4,9 %), неверующий – 11 чел. (2,2 %), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6 %); по территории проживания – городское население (N =231 или 45,2 %), сельское население (N=279 или 54,8 %): Махачкала (N=81), Дербент (N=51), Кизилюрт (N=12), Кизляр (N=23), Хасавюрт (N=64), Ботлихский (N=59), Дербентский (N=91), Казбековский (N=42), Кизлярский (N=87). Обработка собранного социологического материала осуществлена в программе FAR.
Результаты исследования. В статье анализируются результаты эмпирического исследования по изучению религиозности и религиозного поведения молодого поколения дагестанцев. Внимание акцентировано на установлении места религиозной идентичности молодого поколения дагестанцев в иерархии типов социальной идентичности, обозначении религиозной самоидентификации, выраженности осознания сопричастности с религиозной общиной и единоверцами. Ключевым в рамках данного исследования является установление веса параметра «религия» как консолидационного компонента.
Основные положения:
– верификация эмпирического материала позволяет сделать выводы, во-первых, о доминанте интегратора «религия», во-вторых, об осознании общности с единоверцами, в-третьих, ярко выраженной конфессиональной личной самоидентификации опрошенной дагестанской молодежи;
– реалии свидетельствуют о доминировании религиозной принадлежности, важности сопричастности к религиозной общине в противовес этническому и российскому типам идентичности;
- превалирование в массовом сознании опрошенного молодого поколения религиозной идентичности способно выполнять деструктивную функцию в современном дагестанском обществе. Основанием для такого утверждения является возрастание значимости исламского фактора в жизни молодого поколения, его ориентированность следовать постулатам исламского учения в повседневной жизни, широкая вовлеченность молодежи в исламскую образовательную систему, параллельное получение светского и религиозного образования;
– преобладание значимости религиозного фактора при ослаблении светского компонента в российском социуме будет иметь далеко идущие негативные последствия, ибо способно дестабилизировать межнациональную и межрелигиозную сферы современного дагестанского общества.
В статье обосновывается современныи подход в управлении креативным персоналом. За последние годы в россии скои экономике сложилась новая отрасль – креативные индустрии. Современное общество (общество знании ) - тот тип общественнои структуры, в котором создание, распространение, доступность и использование информации и знании играют ключевую роль в экономическом и социальном развитии. В таком обществе акцент делается на интеллектуальные ресурсы, образование и инновации как основные двигатели прогресса. Особенностью общества знании является высокая степень вовлеченности персонала в процессы принятия решении и управления, основанные на информированности и компетентности. На этих идеях построены креативные индустрии, цель которых – производство творческого продукта и управление охраноспособным результатом креативного процесса. В статье оцениваются риски развития креативнои отрасли, один из которых – трансформация традиционнои модели управления человеческими ресурсами. Анализ исследовании проблемы креативности позволяет нам сделать вывод о том, что междисциплинарныи феномен креативности следует рассматривать во взаимосвязи всех ее аспектов, таких как: личность, процесс, продукт и среда. В этом будет заключаться ключевая цель представленнои статьи.
Методология исследования. Научные выводы сформулированы в границах методологического аппарата гуманитарных и социальных наук: социологии, управления персоналом, психологии, а также теории (креативного класса, человеческого капитала, новаторскои методологии управления), что позволяет говорить о теме разработки как о междисциплинарнои сфере исследовании. Эмпирическои базои послужили экспертная информация России ского союза промышленников и предпринимателеи (РСПП), результаты работы комитета по интеллектуальнои собственности и креативным индустриям России, официальные порталы деловых СМИ и нормативно-правовые документы.
Результаты исследования и обсуждение. В последнее время активно развивается креативныи сектор экономики. Правильное использование потенциала креативных индустрии позволяет производимому продукту получить уникальные, отличительные характеристики и дополнительную ценность. Креативные индустрии имеют реальную возможность стать движущеи силои деловои среды, непрерывно совершенствовать технологии и переизобретать то, на чем сегодня базируется основа любои бизнес-модели или существование государства как такового. Имеет смысл адаптировать подходы к управлению персоналом в креативных индустриях тем компаниям, которые заинтересованы в получении бизнес-преимуществ на рынке за счет формирования и развития креативности собственного персонала.
Цель исследования: выявить особенности и проблемы адаптации жителей Крыма к современным реалиям в контексте стоящей перед Россией задачи интеграции поликультурного общества.
Эмпирическая база исследования представлена результатами массового опроса, проведенного в Республик е Крым в 2024 году ( N=760 ). При формировании выборки квотно пропорционального типа учитывались такие ключевые параметры, как пол респондента, возраст и местность проживания (городская, сельская). В статье используются также данные фокус группового исследования, проведенного в Республике Крым в октябре 2023 года. Участниками двух фокус групп стали жи тели села и города разных возрастов ( N=11), а также студенты вузов N= 12
Результаты исследования в статье обосновывается, в том числе эмпирическим путем, значимость субъективной интерпретации процесса адаптации в условиях нестабильности, небезопасности, социальной неопределенности, вызванных текущей ситуацией СВО и связанными с ней факторами расширения границ российского государства, затяжного конфликта с западными странами. Основными эмпирическими индикаторами адаптации жителей Крыма в контексте интегра ционных процессов выступают такие, как: самооценка изменений в жизни за последнее время, реализации жизненных планов, общего социального и эмоционально психического состояния и жизненных перспектив, установки на перспективы самореализации в условиях сложив шихся реалий, а также оценка (самооценка) уровня сплоченности российского общества. Результаты исследования продемонстрировали достаточно высокий уровень адаптированности крымчан с точки зрения самооценка жизненных перемен, во многом, связанной с приобретениями материального характера. Материальное благополучие и стабильность в его поддержании (что связано с трудоустройством, повышением квалификации) есть индикаторы адекватной адаптации к «вызовам среды», способствующей позитивному восприятию жизненных перемен и перспектив. Позитивный настрой наблюдается и в отношении перспектив всего российского общества, при том, что высоко интегрированным, сплоченным жители Крыма его не считают, особенно представители молодого поколения.
Перспективы исследования связаны с поиском путей повышения уровня сплоченности российского поликультурного общества, что предполагает необходимость социологической диагностики адаптационных и интеграционных процессов в регионах страны и, особенно, в новых территориях
Авторами доказывается актуальность исследования проблемы факторов, оказывающих влияние на формирование жизненных ценностей жителей Республики Крым. Обосновывается специфика условий, в которых формировалась система ценностей населения региона, связь этих процессов с воссоединением Крыма с Россией в 2014 году. Авторы задаются вопросом о том, какие факторы в социально-политическом контексте способны (и как) повлиять на ценностные ориентации населения полуострова сегодня.
Методология исследования. Для целей исследования использованы методологические средства диспозиционной концепции социального поведения личности, а также субъектно-деятельностной научной парадигмы.
Эмпирической основой исследования выступают результаты массового опроса жителей Крыма (N=700), проведённого коллективом Крымского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН в марте-апреле 2024 года. Квотные признаки: пол, возраст, материальное положение, национальность и вероисповедание.
Результаты исследования и их обсуждение. Были получены следующие результаты: достаточно большой процент опрошенных крымчан демонстрируют доверие главам государства и региона, оценивают социально-экономическую и политическую ситуацию в Республике как стабильную и безопасную, а уровень социальной напряженности как невысокий. Однако, наряду с этим, фиксируется обеспокоенность близостью СВО, уровнем межнациональной напряженности, а также рядом нерешенных актуальных для крымчан социальных проблем. Авторы рассматривают такие факторы, как геополитический энтузиазм, доверие власти, особенности расположения региона, а также ресурсы общегосударственной, региональной и национальной идентичности в ключе двойственности проявления их влияния на формирование пространства ценностных ориентаций населения.
В заключение делается вывод о амбивалентности в проявлении влияния ряда факторов социально-политического характера на формирование жизненных ценностей населения Республики Крым.
требованиям профессиональных стандартов активно внедряется в разных странах, в том числе и в России. Изменение задач на рабочем месте требует постоянного обновления компетенций работников, в связи с чем растет запрос на переобучение и независимую оценку квалификаций. Цель статьи - анализ практик реализации независимой оценки квалификаций, сравнение российского и зарубежного опыта, выявление преимуществ и ограничений, связанных с институциональными особенностями развития национальной системы квалификаций.
Методология и методы исследования. Использованы методы качественного контента-анализа источников и данных, представленных в открытом доступе, интервью с экспертами (n=10).
Результаты исследования и обсуждение. Установлено, что в странах Европейского союза и БРИКС независимая оценка квалификаций позволяет признавать результаты неформального образования и практического опыта. По результатам теоретико-эмпирического исследования показано, что во многих странах система независимой оценки квалификаций обрела устойчивые институциональные черты, сложились правила и процедуры, способствующие регулированию спроса и предложения рабочей силы. В России за последние годы наблюдается положительная динамика в развитии инфраструктуры национальной системы квалификаций, увеличилось количество Центров независимой оценки, количество субъектов РФ, где проведены экзамены, однако при этом экспертами выделены противоречия, связанные с организационными, функциональными и нормативно-правовыми факторами. Среди ключевых барьеров экспертами отмечены низкий уровень информированности работников и работодателей, ограничения инфраструктуры для проведения экзаменов, отсутствие продуктивного взаимодействия заинтересованных сторон. Результаты и материалы исследования могут быть полезны специалистам в области образования взрослых и управления человеческими ресурсами.
В статье приводится анализ книги американского историка образования П. А. Грэм «Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации». Рецензент показывает, что указанную монографию, представляющую нелинейный процесс развития через реформирование средней школы в Соединенных Штатах, можно рассматривать с позиций неоинституционального подхода. Более того, в выделяемых П. А. Грэм четырех этапах изменений и модификаций образовательной политики можно обнаружить одну стабильную тенденцию – возникновения, формирования и укрепления менеджеристской модели управления школой как институтом. Работа зарубежного исследователя под таким ракурсом приобретает дополнительную теоретическую и практическую актуальность, т. к. показывает опасности слишком частой смены целей и приоритетов в институциональном реформировании школьного образования и иные возможные угрозы в обозначенном государством курсе на суверенизацию российской образовательной системы.
Спорт является неотъемлемой частью воспитательной работы в российских вузах, прививая необходимые духовные и нравственные ценности студентам и предоставляя молодым людям возможность участвовать в социально полезных практиках, направленных на развитие спорта и формирование культуры здорового образа жизни. Актуальность деятельности вуза в вопросе реализации спортивно-оздоровительного компонента внеучебной деятельности и воспитательной работы подчеркивается как государством, так и обществом. Данное направление работы включает в себя привитие обучающимся ценностей здорового образа жизни как необходимого условия для развития российского общества, а также создание всех необходимых условий для развития физической культуры и спорта. Цель данной статьи – проанализировать эффективность принятых Южным федеральным университетом мер и используемых им механизмов для достижения поставленных перед вузами целей в сфере массового спорта.
Методы. Положения статьи основываются на результатах социологических исследований, проведенных в 2023 и 2024 годах методом анкетного опроса: ежегодный мониторинг «Портрет студента ЮФУ» и исследование, проведенное на платформе «Неравнодушный человек». Всего в рамках двух исследований было опрошено 4350 обучающихся Южного федерального университета.
Результаты исследования. Спортивная деятельность – значимый компонент внеучебной работы образовательной организации. Несмотря на включенность большого количества студентов ЮФУ в спортивную деятельность вуза, выявлены перспективы развития данного направления. С одной стороны, необходима работа по увеличению числа женской группы обучающихся, занимающихся активными видами спорта. С другой, важно создавать и развивать формы пассивного участия всех студентов в спортивных мероприятиях.
В статье рассмотрены особенности социологических исследований в учреждениях современной высшей школы России.
Цель – показать специфику ловушек, возникающих для социолога при проведении исследований в вузах. Ловушки используются в качестве манипулятивных технологий. Ловушки, в которые может попасть социолог, исследующий сферу высшего образования, определяются как негативные ситуации, обусловленные особенностями организации социальной жизни вуза, либо намеренно созданные представителями корпоративного менеджмента, либо явившиеся результатом когнитивной несостоятельности исследователя. Ловушки – индикатор латентного конфликта интересов социолога и бюрократической административной системы.
Результаты и их обсуждение. Рассмотрены три вида ловушек: институциональные (обусловлены спецификой правовой среды и организации жизни вуза, особым клановым позиционированием социологии образования в производстве и распространении социологического знания), манипулятивные (созданные для скрытого управления действиями исследователя), рефлексивные, порождаемые самим социологом вследствие дефицита у него информации или неспособности адекватно ее интерпретировать. Сделан вывод о том, что задача преодоления ловушек должна решаться в контексте общей проблемы социологической безопасности и внедрения в программы профессиональной подготовки социологов в России.