Статьи в выпуске: 22
В данной статье предпринята попытка раскрыть основные типичные модели поведения, социальные практики и наполняющие их смыслы советской интеллигенции второй половины XX века.
Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как перманентные изменения в некоторых сферах жизни, в том числе переосмысление ценностных ориентаций в современном мире. Затрагивают это явление и относительно традиционных обществ, к которым можно отнести ингушский народ. Нами была выборочно опрошена ингушская молодежь, включая отдельные группы учащихся в старших классах, колледжах и в Ингушском госуниверситете. Согласно данной выборке, в опросе приняло участие 500 респондентов в возрасте 15-35 лет (37,6 % юноши, 62 % девушки). Также были проведены глубинные интервью с представителями ингушской молодежи. Как показали проведенные исследования, наиболее активными реципиентами были студенты указанного университета, категория граждан, особенно не равнодушная к происходящим социальным трансформациям. Для исследования данного вопроса использованы методы внешнего и включенного наблюдения, контент-анализа реализующихся проектов; проанализирована научная литература по теме традиционных духовных ценностей ингушской молодежи. Основным вкладом автора в исследование темы является изучение духовных ценностей молодежи и имеет важное значение, так как позволяет познавать фундаментальные принципы и убеждения, на которые стремится опираться молодежное сообщество в понимании мира и своей роли в нем, способствует раскрытию глубинных изменений в ценностных системах и общественных установках молодежи. Актуальность данного исследования заключается также в введении новых данных в научный оборот. Под культурными ценностями понимаются рациональные и духовные ценности, в то время как духовные рассматриваются в ценностях конкретной культуры, сама культура является реальной, актуальной ценностью в социуме. Традиционными культурными ценностями у современной ингушской молодежи являются стереотипы семейного поведения, культура знаний и поведение человека. Перечисленные выше общечеловеческие ценности определяют нравственность и сознание человека, его целостность и устойчивость.
Настоящая статья написана на очень актуальную тему. Как уже неоднократно случалось в истории России, мы опять переживаем «смутное время», когда народу предстоит сложный процесс осознания смысла жизни и собственного предназначения в мире. В этой связи можно вспомнить высказывание Н. В. Гоголя, которое хоть и было сделано 200 лет назад, однако и в наше время весьма актуально. Он писал: «Ещё никогда не бывало в России такого необыкновенного разнообразия во мнениях и верованиях всех людей, никогда ещё различие образования и воспитания не оттолкнуло друг от друга всех и не произвело такого разлада во всём» [1, с. 371]. На широком историческом и философском материале мы ищем возможности преодолеть эти трудности с опорой на культуру и искусство, которые столетиями собирали наш народ в уникальную общность Русского мира.
В этой научной работе рассматриваются философские вопросы, которыми задаются разработчики при создании сложных систем, например, для автоматизации процессов сбора данных, обработки целевых характеристик для эффективного управления предприятием или коммерческой организацией. Важно отметить, что актуальность исследования этой темы обусловлена фактом признания ценности всесторонней характеристики современных информационных систем (их научное познание предполагает смысловое понимание всех аспектов). Известный ученый В. М. Розин считает, что ИС должны рассматриваться одновременно с двух точек зрения - как искусственный феномен, результат деятельности человека, и как социально-философский концепт, поскольку автоматизация, сложные системы оказывают объективное влияние на общество. Требуется изучить философские проблемы, с которыми сталкиваются создатели сложных систем, с чем они связаны и как могут быть решены с учетом специфики эти уникальных объектов.
Статья посвящена немецкой классической философии. Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами классиков немецкой классической философии, можно выразить следующим образом: она поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Философы Нового времени считали, что, опираясь на разум, можно понять основы веры, религии, человеческой свободы, принципы добра и зла, законы истории. Кант производит переворот в таком понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией. Новизна же, утвержденного ею стиля, заключается в предельной широте мышления и его универсальности.
В данной статье проведен анализ литературы, посвященной старообрядчеству Белокриницкой иерархии в постсоветский период. Авторы классифицируют исследования по локализациям и тематикам, выявляя основные проблемы, освещенные в литературе, и указывая на необходимость дальнейшего изучения. Различные периоды изучения старообрядчества имеют свои особенности: от негативного восприятия в период раскола до феноменологического подхода в постсоветское время. Авторы приходят к выводу, что в постсоветском периоде на Дальнем Востоке наблюдалось значительное увеличение исследований истории старообрядчества. В это время были изучены различные аспекты, включая заселение дальневосточных земель староверами, их миграции внутри региона, культурные и религиозные особенности, такие как трудовая этика и верования, хозяйственная деятельность, отношения с православной церковью, государством, а также внутренняя структура старообрядческой церкви; впервые вводятся в ранг научного изучения исследования семей, биографий служителей культа дальневосточного старообрядчества; подвергается анализу репрессивная политика советского государства в отношении старообрядцев; исследуется их эмиграция. Территориально автору представляется наиболее изученным старообрядчество Белокриницкой иерархии Приморья. В меньшей степени изучены староверы-поповцы Хабаровского края и Сахалина. Мало изученным вопрос о старообрядчестве остается в Еврейской автономной области.
Материалом данной статьи автор показывает возможность исследования человека по его почерку, подписям и рисункам. По существу, именно графологический анализ позволяет выявить в человеке различные черты его характера. В этой связи наука графология как наука о почерке позволяет нам предметно исследовать личностные качества человека, его характер, типологию личности, а также предположить особенности его поведения в социуме как объективной реальности. В качестве иллюстрации эффективности метода используются фрагменты письма А. С. Пушкина.
Предлагаемое исследование посвящено анализу проекта обсервационной философии А. М. Пятигорского в контексте ее принадлежности руслу межкультурной философии, как особого метода философствования, предполагающего использование ресурсов нескольких философских традиций для разработки поля постулируемых ею проблем. Исследование фокусирует свое внимание как на формальной стороне обсервационной философии, высвечивая ее структурное сходство с буддийскими текстами, служившими опорой для философствования А. М. Пятигорского, так и на содержательной стороне, пытаясь пролить свет на те выводы в отношении природы сознания, к которым приходит философ в рамках своей «работы с сознанием».
Предметом исследования является описание различных типов изменений, непрерывно происходящих в космосе, природе, обществе. Общество - система коллективного бытия людей. Оно имеет телеологическую природу. Основные сферы жизнедеятельности людей: материальное производство; познавательная деятельность; управление общественными процессами; сфера потребления. Существенные изменения, которые происходили и будут происходить в развитом, цивилизованном обществе, обозначаются латинским термином модерн, в переводе современный. Здесь речь идет об обобщенном описании и характеристике европейского общества и европейской культуры XVII - XX веков, в которых исследуются в основном в философских и социологических учениях становление и развитие передового, прогрессивного общества, сменяющего традиционные устои, правила и нормы жизни. Эпоха модерна породила множество проектов будущего: Реформация, барокко, Просвещение и др. Ее философские вопросы - это вопросы о судьбах человека и человечества в истории общества, о социальной значимости осуществления цивилизационных и модернизаторских проектов, о возможностях и границах средствами рациональности обеспечить свободу человека. Результаты данной работы во многом опираются на философские исследования. Методология: исторический метод; диахронический и синхронический методы; описание; сравнительный анализ. Основной вклад автора в изучение темы - изучение модернизма в рамках историко-философского исследования - трактуется как идеологическое течение в философии, направленное на перестройку и обновление. В этом смысле модернизм, как идеологическое явление, противостоит идеологии традиционного общества, основанной, с одной стороны, на преобладании традиции над инновациями и, с другой стороны, на религиозном или мифологическом обосновании этой традиции, то есть на формировании личности и развитии общества в целом, превосходство инноваций над традициями. Приходим к мнению, что модернист обречен пребывать в постоянных сомнениях, ощущать собственную крайность, отсутствие почвы под ногами. Состояние идеологической антиномии неизбежно приводит его к ностальгии по стабильности, возвращение к которой для него неприемлемо.
В статье рассматриваются причины трансформации политического сознания советской творческой интеллигенции в период перестройки. Отмечается, что эти причины коренятся в двойственной природе творческой интеллигенции в России. В советской политической системе творческие организации, с одной стороны, формально были именно творческими организациями, но, с другой стороны, фактически выступали как отделы государства. Неспособность выступать в качестве «подлинного» органа государства порождало недовольство советской политической системой. Стремление стать «подлинно» государственным органом и лежало в основе трансформации политического сознания советской творческой интеллигенции в период перестройки.
Современные процессы социализации в условиях «Умных городов» характеризуют изменения, превосходящие по своему масштабу и значимости те, что были связаны с переходом от рабовладельческого к феодальному, а затем к капиталистическому обществу, от индустриального общества к постиндустриальному. При этом в ряде случаев повторяется ситуация, когда осознание происходящего происходит постфактум - тогда, когда уже перед глазами исследователей предстает картина свершившихся грандиозных изменений уклада и основ функционирования общества; ситуация, которую зафиксировал М. Вебер, отмечая, что дух капитализма появился раньше, чем сложились капиталистические отношения.
В настоящее время присутствует актуальность рассмотрения благотворительной деятельности в России, которая помогает поддерживать жизнедеятельность граждан, попавших в сложные ситуации с учетом того, что в последние годы качество жизни населения страны резко снизилось, и увеличился процент неблагополучного его слоя, которые живут на грани или за пределами бедности. Цель исследования - выявить пути улучшения работы благотворительных организаций, повышающих ее эффективность. В исследовании были использованы идеи аксиологического подхода и общетеоретические методы. Представлены выявленные особенности благотворительной деятельности, в которых отражены факторы недостаточных ресурсов по оказанию помощи нуждающемуся контингенту граждан. Определены пути улучшения организации работы благотворительных организаций, которые бы позволили восстанавливать и улучшать качество жизни нуждающихся в этом граждан страны, улучшая жизнь населения в целом.
Статья носит сугубо практический характер и связана с актуальностью профессионального обучения на рынке IT-технологий в условиях постоянных организационных изменений. В деятельности любой информационно-телекоммуникационной компании наступает критический момент, когда знания и навыки сотрудников также требуют изменений под воздействием внешних и внутренних условий. Практика многих IT-компаний свидетельствует, что инновационные технологии и программное обеспечение не стоит на месте. Таким образом профессиональное обучение способствует повышению эффективности деятельности IT-специалистов. Именно развитие технологий в сфере программного обеспечения должно обеспечить реализацию инновационной стратегии IT-организаций. Проблема состоит в том, что профессиональное обучение специалистов не успевает за быстро меняющимися технологиями в информационно-телекоммуникационной сфере. Руководители организаций недопонимают важность этой проблемы и находятся в состоянии холостого хода, как в это время необходимо «бежать, чтобы стоять на месте». Социологический срез, проведённый группой исследователей Кубанского государственного университета демонстрирует важность этой проблемы и заостряет внимание на профессиональном обучении IT-специалистов в условиях быстрорастущего прогресса и перехода в новую эру мега-технологий в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
В статье описана социальная помощь лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Рассмотрены этапы социальной помощи и поддержки лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дана теоретическая основа возможных причин, приводящих граждан к бродяжническому образу жизни. Описаны инновационные технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и лицами, освободившимся из мест лишения свободы, в условиях специального пансионата круглосуточного пребывания. Изучена практика успешной социальной адаптации и трудоустройства бездомных граждан. А также представлено влияние общественной деятельности на эмоциональное состояние получателей социальных услуг, проживающих в стационарных отделениях пансионата круглосуточного пребывания. Рассмотрена реализация «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025» в отношении лиц без определенного места жительства и занятий в условиях стационарного учреждения. В статье отображен процесс социальной помощи, включающий в себя целый комплекс мероприятий, который оказывает моральную, психологическую, организационную и оздоровительную поддержку лицам без определенного места жительства и лицам, освободившихся из мест лишения свободы.
В приведённой статье рассматривается наиболее актуальные проблемы современного российского общества, выражаемые в информационном неравенстве лиц пожилого возраста, что может иметь негативную тенденцию, связанную с ростом инновационных элементов в информационных технологиях, что оставляет рассматриваемых лиц на периферии социальной жизни страны. По мере роста пользователей коммуникационными системами в зависимости от демографической ситуации лица пожилого возраста могут кардинально отдалиться от остальных возрастных групп. Это может повлечь разрыв в преемственности поколений. Проведённые в последние годы исследования показывают необходимость для пожилых лиц расширенной социальной деятельности в целях замедления естественного падения когнитивных способностей. Обделённость пожилых граждан навыками пользования информационными системами непосредственно оказывает воздействие на социальное неравенство и на общее поведение лиц пенсионного возраста, становится фактором, оказывающим влияние на общее здоровье и психологическое благополучие. Наблюдается обратная пропорция между увеличением прожитых лет и развитием научно-технического прогресса в рассматриваемой сфере. Необходимо активное участие в инновационных сферах деятельности в целях широкого приобщения пожилых граждан к новым для них коммуникационным условиям социальной жизни.
Данная статья посвящена анализу образа Великой Отечественной войны как объекту исторической памяти российского народа. Сегодня историческая память является объектом изучения историков и социологов. Это обусловлено сложной геополитической и социальной обстановкой в стране и мире. Именно в исторической памяти народа отражены важные для него события. Автор описывает разные подходы к толкованию событий Великой Отечественного войны и их значимости для современного поколения. Регулярно проводятся разные социологические исследования, направленные на анализ отношения разных поколений и слоев общества к ВОВ, выясняющие уровень знаний о событиях ВОВ. Анализ таких исследований показывает, как меняется отношение общества с течением времени к Великой Отечественной войне. Благодаря этому становится ясной картина истинного отношения общества, особенно молодежи, к событиям войны. Изучение Великой Отечественной войны как субъекта исторической памяти актуально для объединения народа, формирования национальной гордости и патриотизма. В исторической памяти закреплены культурные смыслы о Великой Отечественной войне и событиях тех лет. И анализ этих смыслов помогает современным поколениям понять предков. В статье автор акцентирует внимание на те попытки, которые предпринимались в разное время для дискредитации образа ВОВ подвига Красной армии. Важно не допустить, чтобы историческая память российского народа была изменена в результате пропаганды. Необходимо проводить работу среди молодежи по формированию патриотизма, уважительного отношения к прошлому, настоящему своей страны.
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с формированием социальной политики организации. Управление социальной политикой организации является одной из ключевых задач для обеспечения благополучия и развития всего коллектива. Отдельно в процессе исследования представлены составляющие правового регулирования социальной политики организации, модель и основные показатели вовлеченности сотрудников организации. Данное исследование помогает нам понять как поднять конкурентоспособность организации на рынке труда с помощью продуманной социальной политики организации, как увеличить приверженность работников организации и снизить текучесть персонала.
Статья посвящена проблеме, касающейся представления о студенческой поре, как о лучших годах жизни человека. У такого понимания этого важнейшего этапа жизни есть научное объяснение, связанное с особенностями социального времени студента. Оно формируется двумя типа темпорального восприятия: линейным и циклическим. Подобная природа данной модели социального времени делает ее управляемой, позволяет кому-то более эффективно использовать годы, проведенные в высшей школе, а кому-то превращаться в «вечного студента». Отличительной чертой университетской культуры выступают различные часовые механизмы в кампусах, многие из которых составляют часть культурного наследия. Сейчас стали открываться студенческие клубы тайм-менеджмента.
В статье рассмотрены варианты решения проблемы сохранения и передачи следующим поколениям культуры китайских орочонов. Орочоны представляют собой этническое меньшинство, малый народ, проживающий на Северо-Востоке Китая. Они обладают уникальной традиционной культурой, которая является значимой частью мультикультурного пространства всего Китая, сохранение которой необходимо для сосуществования в стране множества культур и для мирового культурного разнообразия. В статье отмечается, что в процессе модернизации и глобализации традиционная культура орочонского народа сталкивается со многими проблемами и даже, при отсутствии внимания и заботы со стороны государства и общества, может оказаться в забвении под влиянием иностранных культур, тенденций глобализации и в связи с недостаточностью существующих государственных и общественных мер защиты. Современные социальные процессы не только угрожают непрерывной трансляции орочонской культуры следующим поколениям, но и влияют на культурную самобытность народности, изменяя жизненные устои. Выработка эффективных стратегий защиты и сохранения традиционной культуры орочонов имеет немаловажное значение для будущего развития культуры данной народности и всего Китая. В статье намечены стратегии защиты и передачи следующим поколениям традиционной культуры этнического меньшинства орочонов, важные в контексте культурного самосознания, в том числе усиление политической поддержки орочонов и интеграция ресурсов в сохранение их культуры; включение традиционной культуры орочонов в систему среднего и профессионального образования; участие в сохранении и трансляции культуры орочонов цифровых инструментов, информационных технологий и интернет-ресурсов. Особенно большие перспективы имеет цифровизация культурного пространства, обращение к инновационным технологиям как инструментам культурной трансляции. Цифровые сервисы и искусственный интеллект привлекают к традиционной культуре орочонов молодёжь и способствуют её популяризации в мире. Благодаря различным формам образования, активной культурной деятельности, привлечению цифровых ресурсов осведомленность орочонского народа о собственных культурных ценностях постоянно растет.
В статье проводится анализ культурно-национальных особенностей тревел-блогинга на примере Китая, выявляя ключевые аспекты этого явления в контексте глобализации и межкультурных коммуникаций. Основываясь на обзоре специальной литературы и анализе интернет-контента, авторы исследуют, как медиакоммуникации влияют на интеркультурное взаимодействие и понимание китайской культуры. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как воздействие культурных и национальных особенностей Китая на создание контента тревел-блогов, важность социальных медиа и визуального контента в промоции Китая как привлекательного туристического направления. Исследование подчеркивает значимость понимания культурных различий и анализирует, как тревел-блоги могут служить эффективным инструментом для межкультурного диалога, обогащая мировоззрение читателей и способствуя глубокому взаимопониманию.
Статья посвящена рассмотрению культуры как движущей силы цивилизационного развития. Культура является ключевым аспектом жизни общества и важным элементом формирования идентичности людей. Она отражает ценности, традиции, обычаи и уникальные особенности определенной группы людей или народа. Культура не статична, а постоянно эволюционирует и адаптируется к изменяющимся условиям. Именно благодаря этому динамизму культуры люди могут проявлять свою креативность, развиваться и обогащать культурное наследие. Культура воплощает в себе богатство и разнообразие выражения человеческого духа, истории и творчества. Культура также формируется через взаимодействие и обмен между самобытными культурами, что приводит к возникновению новых и уникальных форм и проявлений. В статье показывается что культура и цивилизация - два одновременно связанных и различных понятия. Культура содержит ценности, убеждения, нормы, традиции, искусство, язык и обычаи, которые свойственны определенной группы людей или общества. Она выражает общественное самосознание и идентичность. Цивилизация же более широкое понятие, включающее сложные социокультурные и политические структуры общества, а также его технологический прогресс. Отличие между культурой и цивилизацией состоит в уровне их охватывания и сложности. Культура связана с индивидуальным и коллективным самовыражением, тогда как цивилизация описывает более широкий культурный, социальный и политический контекст общества. Культура может быть частью цивилизации, но не всегда цивилизация проявляется в культуре. Культура и цивилизация не могут существовать независимо друг от друга, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Тема и результаты данного исследования могут представлять интерес для историков, востоковедов, студентов, туристов и широкого круга читателей из числа тех, кто не равнодушен к истории и духовному наследию народов, проживающих на «библейских землях».