Статьи в выпуске: 15

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ РЕСТАВРАТОРОВ (2024)
Авторы: Березина Анастасия Сергеевна, Лельчук Анна Ивановна

Ежегодный форум реставраторов в 2023 г. отметил свой первый юбилей - 5 лет работы. За годы существования научно-образовательный форум, организованный кафедрой живописи и реставрации, прошел немалый путь и претерпел большие изменения. Это традиционное для СПГХПА им. А. Л. Штиглица мероприятие, которое дает возможность преподавателям ВУЗов и сотрудникам государственных музеев обмениваться информацией и делиться многолетним опытом работы в сфере реставрации с профессионалами и студентами.

Сохранить в закладках
«ПЛАНЕТЫ И ИХ ДЕТИ»: К ИССЛЕДОВАНИЮ РОСПИСЕЙ ЛОДЖИЙ РАФАЭЛЯ В МУЗЕЕ УЧИЛИЩА БАРОНА А. Л. ШТИГЛИЦА (2024)
Авторы: Карпов Александр Владимирович, Мутья Наталья Николаевна

В начале 1890-х гг. в исторических помещениях Музея училища барона Штиглица, известных как лоджии Рафаэля, преподавателями и учениками ЦУТР были исполнены потолочные росписи, в основу которых был положен популярный мотив ренессансного искусства — сочетание зодиакальных аллегорических изображений и гротескового орнамента. На сводах лоджий в медальонах в окружении гротесков запечатлены правящие колесницами античные боги, символизирующие планеты-управители зодиакальных созвездий. Иконографическими источниками создания изображений в лоджиях Рафаэля послужили: во-первых, росписи сводов зала приемов Гильдии менял в Перудже (Sala dell’Udienza del Nobile Collegio del Cambio), исполненные Пьетро Перуджино и его мастерской (1496–1500); во-вторых, аллегорические образы планет, написанные учениками Рафаэля — Перино дель Вага и Джованни дель Удине — в апартаментах Борджиа (зал Потификов, Sala dei Pontefici) в Ватикане (1520–1521). В статье исследуется своеобразие стилистических и иконографических решений потолочных росписей Лоджий Рафаэля в Музее училища барона А. Л. Штиглица (1885–1896, архитектор М. Е. Месмахер); дается оценка значению росписей в контексте художественных решений интерьеров Музея училища барона Штиглица. Особое внимание уделено участию в создании росписей в лоджиях Рафаэля ученика ЦУТР барона Штиглица Владислава Измайловича.

Сохранить в закладках
РЕСТАВРАЦИЯ КАРТИНЫ «КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА» ИЗ СОБРАНИЯ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ СВЯТО-ТРОИЦКОГО СОБОРА АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ (2024)
Авторы: Поцелуева Татьяна Леонидовна

За трехвековую историю Александро-Невской лавры как ее архитектурные памятники, так и предметы декоративно-прикладного искусства и многочисленные живописные работы, находящиеся в храмах, церквях и других сооружениях обители, становились объектами ремонтных и реставрационных работ. Процесс поддержания сохранности уникальных объектов шел на протяжении всего существования монастыря, особенно активизируясь в знаковые для обители годы. Так масштабная работа по реставрации объекта культурного наследия была проведена в связи с празднованием 300-летнего юбилея с даты основания уже в XXI в. Но, несмотря на большой объем выполненной работы, решить все проблемы, связанные с сохранением памятника, не удалось. Поэтому, под руководством наместника Александро-Невской лавры епископа Назария в рамках подготовки торжеств, связанных с 800-летием Святого Благоверного князя Александра Невского, была разработана концепция развития монастыря и приспособления зданий для современного использования, включающая комплексную, самую крупную за все существования обители, реставрацию. Материал данной статьи посвящен одному из предметов, хранящихся в монастыре: выполненной Михаилом Федоровичем Воиновым одноименной копии картины «Крещение Христа» мастера болонской школы Франческо Альбани. Автором рассматривается история бытования данного предмета живописи, описывается опыт всестороннего изучения памятника, выбора методик его консервации и реставрации (в том числе подбора технологии устранения поздней поновительской перемастиковки и записи).

Сохранить в закладках
ПРЕИМУЩЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕЛЕЙ ПРИ УДАЛЕНИИ ГЛЮТИНОВЫХ КЛЕЕВ С ТЫЛЬНОЙ СТОРОНЫ ХОЛСТА НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ XIX ВЕКА «КОМПОЗИЦИЯ С ВАЗОЙ» (2024)
Авторы: Фролова Полина Владимировна, Басина Алена Евгеньевна

Очистка оборотной стороны холста является важной операцией в ходе консервации объекта станковой масляной живописи. На данный момент реставраторами накоплен большой опыт в этом вопросе. В статье описываются основные методы очистки тыльной стороны холста на примере картины XIX в.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ ГЛЕБА БОГОМОЛОВА (2024)
Авторы: Фомитова Дина Артуровна

Вторая половина ХХ в. была ознаменована зарождением неофициального искусства в художественной культуре СССР, которое объединило представителей различных течений. Живопись художников данного периода отличается новаторским подходом к технологии создания произведения, что вызывает особый интерес реставраторов. В статье рассматриваются исследования произведений художника ленинградского андеграунда Глеба Сергеевича Богомолова, которые помогли выявить технологические особенности живописи, влияющие на характер повреждений, и провести реставрацию картины художника.

Сохранить в закладках
ОПЫТ ИССЛЕДOВАНИЯ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ДОМА КУПЦА КУЛКОВА В ВОЛОГДЕ (2024)
Авторы: Лукин Владимир Николаевич, Альтапова Алёна Александровна

Статья посвящена изложению результатов комплексных научных исследований объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом, XIX в.», расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Набережная VI Армии, д. 81. В ходе подготовки научно-проектной документации по сохранению памятника авторами были проведены историко-архивные и натурные исследования. Полученные материалы легли в основу решений по реставрации объекта и изложены в основной части данной публикации.

Сохранить в закладках
ДОМ КУПЧИХИ МАРИИ ИВАНОВНЫ ЕРШОВОЙ. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО ЗДАНИЯ (2024)
Авторы: Лукин Владимир Николаевич, Кучина Александра Владимировна

Объект культурного наследия регионального значения «Дом Купчихи Марии Ивановны Ершовой», кон. XIX в. (г. Вологда, Советский пр., д. 78) соединил в себе принципы деревянного и каменного зодчества вологодского дома XIX в. Однако в нем присутствует необычная деталь — шпиль на фронтоне выступающей части дома, которая является его отличительной особенностью. В 2019–2020 гг. были проведены комплексные научные исследования здания и разработана научно-проектная документация, согласно которой дом предлагалось приспособить под гостиницу. Работы по реставрации были завершены в 2023 г. В статье рассматривается поэтапный процесс исследования, выполнения проекта и ремонтно-реставрационных работ.

Сохранить в закладках
КАРЕТА ПАРАДНАЯ ТИПА БЕРЛИНА: АТРИБУЦИЯ И ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ (2024)
Авторы: Бердичевская Елена Владимировна, Калинина Полина Александровна, Кекова Мария Юрьевна, Левина Ульяна Александровна

Статья посвящена истории создания, конструктивной и стилистической эволюции «берлины», одного из видов экипажа, примером которого может служить хранящаяся в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа карета — яркий образец рокайльного стиля, получившего распространение во второй четверти XVIII в.

Сохранить в закладках
КОРОНА В ДЕКОРЕ ИКОНОСТАСА. ИКОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА РЕСТАВРАЦИИ (2024)
Авторы: Еремин Дмитрий Александрович, Шигапова Алина Радиковна

Поступивший в реставрацию к специалистам Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица памятник — резная деревянная корона — позволил, с одной стороны, взглянуть на корону как на декоративную деталь убранства храмов православной традиции, а с другой — расширить понимание символической значимости этого предмета. Рассматривая корону не только как атрибут царской власти, но и как элемент религиозного значения, можно увидеть, как социокультурные изменения отразились на форме и стиле атрибута в разные исторические периоды. Это позволяет более глубоко понять, как христианская церковь адаптировала свои символы и обряды к изменяющемуся миру, а также как сменяющиеся исторические периоды влияли на представления о священной власти в православной традиции. Такой подход к изучению декоративных корон в контексте храмового убранства дает возможность обогатить представление о символике и религиозном значении данного декоративного элемента.

Сохранить в закладках
РЕСТАВРАЦИЯ КОЖАНЫХ ОБОЕВ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА (2024)
Авторы: Козлова Екатерина Владимировна

В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция образцов кожаных обоев. Различные виды последних с серебрением, тиснением, декорированные цветными лаками и красками, были распространены в XVI–XIX вв. в Западной Европе. Сложная технология изготовления таких обоев позволяла создавать многочисленные разнообразные долговечные рельефные орнаментальные полотна с имитацией позолоты.

Две полосы обоев необходимо было привести к экспозиционному состоянию перед временной выставкой. Опыт реставрации этих предметов интересен примененными способами, обнаруженными следами предыдущих реставраций и интересными фактами отхождения от традиционной технологии изготовления.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ КОПИИ КАРТИНЫ П. П. РУБЕНСА «СНЯТИЕ С КРЕСТА» (2024)
Авторы: Платова Ирина Александровна, Прохин Иван Юрьевич

В 2023 г. в здании бывшей Англиканской церкви Иисуса Христа на Английской набережной в Санкт-Петербурге была начата масштабная реконструкция и приспособление здания для современного использования. В рамках этой работы с западной стены главного Церковного зала была снята картина «Снятие с Креста» — копия, выполненная специально для этого интерьера с одноименной работы П. П. Рубенса. В ходе реставрации было проведено исследование произведения, изучен состав материалов картины и предпринята попытка устранения изломов красочного слоя без дублирования на новое основание.

Сохранить в закладках
АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ УДАЛЕНИЯ СОЛЕЙ ИЗ СТРУКТУРЫ ШТУКАТУРНОГО СЛОЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИК ИНСТИТУТА СОХРАНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ГЕТТИ СОВМЕСТНО С ДУНЬХУАНСКОЙ АКАДЕМИЕЙ В ГРОТАХ МОГАО (2024)
Авторы: ЦЗИНЬ Ю., ФОМИТОВА Д.А.

АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ УДАЛЕНИЯ СОЛЕЙ ИЗ СТРУКТУРЫ ШТУКАТУРНОГО СЛОЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИК ИНСТИТУТА СОХРАНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ГЕТТИ СОВМЕСТНО С ДУНЬХУАНСКОЙ АКАДЕМИЕЙ В ГРОТАХ МОГАО

Сохранить в закладках
ТОЛЬКО РЕСТАВРАТОР ЗНАЕТ ЦВЕТ ГЛАЗ СВЯТЫХ. В. А. ШЕРШНЕВ — ВЕДУЩИЙ РЕСТАВРАТОР МОЗАИК ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (2024)
Авторы: Белковская Валентина Михайловна

Храм Воскресения Христова, или музей-памятник «Спас на Крови», известен мозаичным убранством. Статья посвящена истории реставрации мозаик интерьеров и фасадов, проводившейся в последней четверти ХХ в. силами бригады мастеров cпециального научно-производственного объединения «Реставратор», которую возглавлял художник-мозаичист Виктор Александрович Шершнев (1937–2002).

Сохранить в закладках
МУЗЕЕФИКАЦИЯ ФРАГМЕНТОВ ЖИВОПИСИ XIV в. ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК ДОВМОНТОВА ГОРОДА В ПСКОВЕ (2024)
Авторы: Киреева Полина Александровна

Статья описывает процесс реставрации фрагментов фресковой живописи церкви Рождества Христова, найденных при археологических раскопках, проводившихся в Довмонтовом городе Пскова. Фрагменты фресок, с начала XVIII в. находившиеся под слоем земли, были открыты лишь во второй половине ХХ в. археологами экспедиции Государственного Эрмитажа.

В статье подробно рассмотрена методика их реставрации, включающая использование синтетического полимера ПБМА в качестве клеящего вещества, специально разработанного для сохранения остатков монументальной живописи, открытой в ходе археологических изысканий.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ МОЗАИЧНЫХ ПАННО НА ФАСАДАХ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ УСЫПАЛЬНИЦЫ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ. ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ (2024)
Авторы: Рогозный Михаил Геннадьевич, Прохин Иван Юрьевич

Исследования мозаичных панно, расположенных на фасадах Великокняжеской усыпальницы, выявили ряд проблем, связанных с методиками, применяемыми для их сохранности. Некогда считавшийся вечным материал в условиях петербургского климата подвержен активному разрушению, правда, в первую очередь, это касается отдельных элементов мозаик — золотой кантарели. Статья призвана привлечь внимание к мозаичным произведениям как Петербурга, так и России в целом, и поиску подходов к реставрации этих уникальных объектов культурного наследия.

Сохранить в закладках