Статьи в выпуске: 5

Одно из направлений роботизации поля боя и его возможное влияние на развитие военных действий (2025)
Авторы: Тиханычев Олег Васильевич

Объектом исследования является процесс использования робототехники военного назначения, а конкретно, так называемых роботов-напарников в условиях современных вооруженных конфликтов, предмет исследования - влияние основных составляющих этого процесса на возможное изменение способов подготовки и ведения военных действий, подходы к созданию перспективного вооружения. Целью исследования является выявление направлений военной науки, подвергающихся влиянию изменений, определение характера этого влияния с целью формирования предложений по совершенствованию методов планирования развития вооружения и подготовки личного состава, приведению их в соответствие к реалиям современных высокотехнологичных конфликтов. Современное состояние вооруженного противоборства характеризуется активным развитием и внедрением робототехнических систем и комплексов. В статье рассматривается такой аспект роботизации, как применение роботов-напарников различных типов. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза. На основе анализа практического применения конкретных программных ассистентов и программно-технических роботов-напарников, таких как дроны типа XQ-58 и FH-97A, наземные системы MUTT-600 и другие, синтезированы предположения по влиянию на изменение способов ведения вооруженного противоборства. В статье впервые предложено разделить роботы-напарники на встроенные программные ассистенты и внешние робототехнические комплексы, что ранее не было отражено в нормативных документах, что не позволяло учесть особенности боевого применения. Основными выводами проведённых исследований является то, что, во-первых, появление технических и программных напарников существенно повлияет на развитие боевой техники в части перехода от создания «техники предельных возможностей» к повышению боевых возможностей за счёт модернизации программного обеспечения и состава напарников, что обещает существенное снижение затрат на достижение высоких боевых характеристик. Во-вторых, изменятся способы применения вооружения: отпадёт необходимость формировать разнородные тактические группы, обеспечивать сложную координацию их действий - основные виды обеспечения будут реализовываться применением «роя» роботов-напарников. В-третьих, описанные изменения существенно повлияют на процесс подготовки военнослужащих, расширяя требования к их навыкам по постановке и контролю выполнения задач. Указанные тенденции приводят к существенным изменениям в военном деле, которые необходимо учитывать для обеспечения готовности к ведению современных и перспективных конфликтов.

Сохранить в закладках
Экономическая категория ресурсной бедности – факторный анализ (2025)
Авторы: Аржаев Федор Игоревич

Становится очевидной взаимосвязь бедности и национального богатства обусловлена возрастающим значением процессов фрагментации мировой экономики и отказа от концепции коллективной борьбы с бедностью в пользу ответственности за решение проблемы на уровне национальных государств. Сегодня не существует единого подхода к решению задачи оценки достаточности ресурсов государства для реализации политики борьбы с бедностью. В этой связи видится необходимым выявить то, что представляет собой бедность, основанная на недостаточности ресурсов для ее преодоления, и какие факторы способствуют ее сохранению, а также разработать инструментарий ее оценки. В исследовании вводится и обосновывается методологически экономическая категория ресурсной бедности которая представляет собой уровень обеспеченности страны ресурсной компонентой национального богатства, связанных друг с другом и сбалансированных относительно собственного объема, который не позволяет государству реализовывать политику по снижению бедности. В данной статье методология исследования включает несколько ключевых этапов, направленных на глубокое понимание понятия ресурсной бедности и его влияния на экономическое развитие. На основе корреляционного анализа выделяются черты ресурсной бедности - для всех стран на уровне дохода 8,65 долл. США/день, для развивающихся - 9,75 долл. США/день, для развитых 9,95 долл. США/день. На основе анализа компонент национального богатства и их соотношения выделяются факторы, приводящие страны к ресурсной бедности в разрезе составляющих элементов национального богатства. На основе проведенного анализа соотношения компонент национального богатства и ресурсной бедности сделан вывод о том, что рост промышленного сектора в развивающихся странах может стать главным фактором повышения черты ресурсной бедности, тогда как дальнейшее продвижение сервисной экономики и цифровизация экономики создает риски и угрозы повышения глобальной бедности.

Сохранить в закладках
Национальная безопасность в условиях трансформации современного конституционализма: от декларативности к институционализации (2025)
Авторы: Поярков Сергей Юрьевич

Современные трансформации глобального и внутреннего порядка обусловливают переосмысление традиционных рамок конституционного регулирования, особенно в аспекте обеспечения безопасности. В условиях перманентных угроз - от кибератак до гибридных конфликтов - национальная безопасность приобретает статус системообразующего элемента конституционного правопорядка. Предметом настоящего исследования является выявление механизмов, посредством которых принципы и институты конституционализма адаптируются к этим вызовам. Актуальность темы определяется необходимостью правового оформления долгосрочных ответов на угрозы, которые ранее рассматривались как временные. Особое внимание уделяется тому, как меняется роль государства: от сдерживающего механизма власти - к гарантии устойчивости и стабильности. Это смещение акцентов требует разработки новой теоретической и нормативной конструкции. Конституционализм должен быть способен не только ограничивать власть, но и поддерживать жизнеспособность системы в условиях экзистенциальных рисков. В методологическом плане работа основывается на системном и сравнительно-правовом подходах, позволяющих исследовать адаптационные механизмы в разных юрисдикциях. Применяется формально-юридический и герменевтический анализ, направленный на выявление трансформации ключевых понятий в правовом поле. Научная новизна исследования заключается в концептуализации безопасности как внутренней конституционной категории, а не внешнего по отношению к правовой системе феномена. Впервые предпринимается попытка системно рассмотреть институционализацию безопасности в структуре современного конституционализма. Показано, что правовое закрепление мер безопасности должно сопровождаться созданием устойчивых институтов, а не сводиться к временным режимам чрезвычайного положения. Утверждается, что только через такую институционализацию возможен новый баланс между правами и мерами защиты. Исследование также обращает внимание на транснациональные правовые тренды, влияющие на национальные конституционные практики. Сделан вывод о необходимости гибкого, но нормативно определённого подхода к безопасности как конституционной категории. Представленные положения вносят вклад в развитие адаптивного конституционализма как ответной формы на вызовы XXI века.

Сохранить в закладках
Роль финансового мониторинга в противодействии уклонению от уплаты налогов (2025)
Авторы: Королева Людмила Павловна

Финансовый мониторинг направлен на выявление подозрительных операций, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения. Уклонение от уплаты налогов попадает в состав объектов мониторинга в качестве предикатного преступления к отмыванию денег. Кроме того, международные рекомендации указывают на необходимость объединения усилий компетентных органов, в том числе налоговых, и обмена налоговой информацией. При этом международные рекомендации в разных странах имплементируются с учетом институциональных особенностей противолегализационной системы. В данной статье исследуются институциональные основы финансового мониторинга и налогового администрирования в РФ. Предметом исследования являются теоретические и прикладные аспекты противодействия уклонению от уплаты налогов как угрозе легализации доходов, полученных преступным путем. Исследование проведено с применением общенаучных и методов экономического анализа. Проведен анализ динамики и структуры подозрительных операций по выводу доходов зарубеж за 2015-2024 гг. по данным Банка России. Сопоставлены задачи подразделения финансовой разведки и налоговых органов. Информационную основу составили международные рекомендации, законы и правовые акты РФ, методические рекомендации Банка России. В статье представлен краткий обзор международных рекомендаций и российского законодательства по проведению мониторинга в налоговой сфере. Дана оценка его роли в противодействии уклонению от уплаты налогов по показателям доначислений доходов в бюджет, а также динамики объема и структуры сомнительных операций. Особое внимание уделено проблемам идентификации бенефициарных владельцев. Предложения по совершенствованию порядка идентификации разработаны для организаций, субъектов первичного мониторинга и государственных органов. Недостаточный уровень взаимодействия компетентных органов доказывает выявленное несоответствие применяемых критериев оценки налоговых факторов в рамках мониторинга операций и критериев оценки налоговых рисков. Элементы научной новизны содержат выводы автора о задачах финансового мониторинга, решение которых содействует противодействию уклонению от уплаты налогов, а также выявленные тенденции в динамике сомнительных операций по выводу денежных средств зарубеж через банковскую систему. При решении данных задач важно более конкретного разделить полномочия между компетентными органами, исключив дублирование функций. Предложено расширить межведомственное взаимодействие и межд

Сохранить в закладках
Институционализация негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в контексте современных вызовов национальной безопасности Российской Федерации (2025)
Авторы: Ротко Андрей Геннадьевич

Предметом исследования является правовое и институциональное регулирование деятельности негосударственных субъектов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в Российской Федерации. Автор уделяет внимание вопросам взаимодействия между государственными органами и негосударственными актами в контексте современных вызовов национальной безопасности, включая такие угрозы, как терроризм, экстремизм, киберугрозы и иные факторы риска. Рассмотрены ключевые аспекты функционирования негосударственной системы обеспечения общественной безопасности, включая проблемы законодательной и нормативной базы, препятствующие эффективной интеграции негосударственных акторов в общую систему обеспечения безопасности. Особое внимание уделяется анализу институциональных механизмов взаимодействия государственных и негосударственных субъектов, вопросам лицензирования, ответственности и правоприменительной практики. Автор также рассматривает вопросы адаптации зарубежного опыта, что позволяет выявить сильные и слабые стороны отечественного регулирования и обосновать необходимость его совершенствования. Исследование направлено на формирование системного понимания роли негосударственных субъектов в современных условиях и выработку рекомендаций для развития законодательства и повышения эффективности взаимодействия между государственными органами и негосударственными акторами. В исследовании используются методы формально-юридического, сравнительно-правового и институционального анализа. Применяется анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и зарубежных источников, способствующих развитию теории и практики институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности. Дополнительно применялись инструменты искусственного интеллекта ChatGPT (OpenAI, 2023), для редактирования текста аннотации. Новизна исследования заключается в разработке системного подхода к институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в России, а также в обосновании необходимости создания комплексного федерального закона, регулирующего статус негосударственных субъектов и формы их взаимодействия с государственными органами. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) необходимость унификации и систематизации нормативно-правовой базы в сфере обеспечения общественной безопасности; 2) целесообразность создания единого федерального закона о негосударственной системе обеспечения общественной безопасности; 3) внедрение институциональных механизмов координации между государственными и негосударственными субъектами; 4) учёт зарубежного опыта лицензирования, регулирования и общественного контроля, способствующего повышению эффективности работы негосударственных субъектов. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения органами государственной власти для совершенствования законодательства и формирования эффективной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

Сохранить в закладках