Статьи в выпуске: 7
Цель статьи - рассмотреть современное состояние наукоёмких предприятий с позиции организации бизнес-процессов, планирования финансово-хозяйственной деятельности, цифровой трансформации и определить направления их развития. На основе систематизации ключевой проблематики функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса как важнейшего компонента наукоёмкой сферы России обозначены проблемы планирования деятельности из-за зависимости от государственного регулирования процессов, влияющих на жизнедеятельность предприятия. Выделены проблематика несовершенства ценообразования, трудности сохранения и развития финансовой устойчивости в условиях зависимости от государственной политики, а также кадровые проблемы и сложности цифровой трансформации предприятий. Автором определено, что для поддержания стабильного состояния наукоёмкого предприятия в современных условиях необходимо иметь существенный объем работ с различными сроками окончания работ, в том числе путем развития кооперационных и интеграционных связей. Для решения кадровых вопросов необходимо развивать систему получения специального образования для работников отрасли. Для повышения качества процессов цифровизации и автоматизации необходимо выстаривать регламентированное управление информационными ресурсами. Предложены мероприятия по развитию мер государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса; аргументирована необходимость пересмотра моделей международного сотрудничества и наращивания экспортного потенциала в данной сфере; выделена ключевая роль современной системы мотивации для профессионального развития и удержания талантливых сотрудников в наукоёмких организациях. Результатом стали выделенные направления стратегического развития наукоёмких предприятий на основе систематизации и комплексного подхода к решению ключевых проблем функционирования оборонно-промышленного комплекса России.
Цель - рассмотреть и осмыслить изменения, происходящие на более глубоком уровне сознания общества в устойчивых кластерах образов и представлений людей о самих себе и своей стране, изменения в структуре идентичности. В статье представлены результаты четвертого этапа исследования в рамках темы «Представления российских граждан о будущем своей страны», выполняемого с 2023 по 2025 год. На основе кросс-темпорального сравнения рассматриваются четыре ключевые темы: во-первых, влияние событийного контекста на формирование образов будущего своей страны; во-вторых, сценарии изменений массовых представлений о будущем своей страны; в-третьих, варианты развития событий, которые могут стать триггерами этих изменений; и, наконец, социальные, демографические, профессиональные, региональные сообщества, которые могут стать наиболее уязвимыми социальными группами в случае резких изменений ситуации. Предмет исследования - представления российских граждан о будущем своей страны. Метод исследования: групповое экспертное интервью, проводившиеся 7 декабря 2024 года в рамках Х Конгресса РАПН «Россия в полицентричном мировом порядке: вызовы и новые парадигмы развития», организованного Исследовательским комитетом по политической психологии РАПН. В результате проводимых на первых трех этапах исследования и опросов с 2023 года зафиксирован сильный запрос на консолидацию общества и обретение своей уникальной, российской идентичности. Ожидание улучшения ситуации в стране сочетается с беспокойством о собственном будущем, что подчеркивает важность диалога между властью и обществом. Следовательно, ключевым фактором, определяющим будущее страны, становится способность власти эффективно решать существующие проблемы, повышать лояльность граждан к политическим институтам и выстраивать доверительный диалог с обществом.
Цель статьи - комплексный анализ факторов, влияющих на привлекательность муниципальной службы в оценках молодежи, с учетом субъективных ценностных ориентиров молодежи и институциональных условий. Методологическими основаниями являются постпозитивистский и неоинституциональный подходы, позволяющие учитывать субъективные ожидания и ценностные ориентации молодежи, а также влияние формальных и неформальных институтов на их профессиональный выбор. Для анализа эмпирических данных использован метод вторичного анализа современных социологических исследований, охватывающих молодежные группы в различных регионах России. Результаты анализа выявили, что привлекательность муниципальной службы для молодых специалистов определяется сочетанием факторов: гарантированной стабильности, социального пакета, возможностей профессионального развития и участия в общественно значимых проектах. Существенное значение имеют также корпоративная культура, открытость институтов и гибкость организационных практик, что особенно важно для молодежи. Выделены барьеры, снижающие привлекательность муниципальной службы: низкая динамика карьерного роста, ограниченность нематериальных стимулов и недостаточная цифровизация рабочих процессов. Обоснована необходимость институциональных изменений, направленных на повышение прозрачности, внедрение современных технологий и развитие программ наставничества. Практическая значимость состоит в определении направлений адаптации кадровой политики с учетом ценностей и ожиданий молодежи, что способствует повышению конкурентоспособности муниципальной службы на современном рынке труда. Перспективным направлением повышения привлекательности является интеграция муниципальной службы в цифровую экосистему, что в полной мере соответствует запросам молодежи.
Цель статьи - представить результаты исследования оценки информационного потока внешнего давления на политику суверенизации российской системы общего образования. Под суверенизацией национальной системы образования понимается формирование единого образовательного пространства, основывающегося на применении россиецентричной модели в содержании процесса образования. Алгоритм сбора и анализа и верификация данных включает когнитивное картирование 600 цифровых документов исследуемой тематической направленности. Сбор маркеров и автоматизированный социально-медийный анализ проводился в период с 1 марта 2022 года по 1 апреля 2025 года. Выявлено, что анализируемый информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия носит управляемый характер. Целью подобного воздействия служит формирование негативного восприятия проводимой государством политики. В исследовании представлены результаты социально-медийного анализа и составлено семантическое ядро информационного потока внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на суверенизацию российской системы общего образования. Авторами также структурированы риски, связанные с использованием цифровых технологий в общественном развитии. Отмечается необходимость мониторинга создателей алгоритмов, настраивающих контент под актуальные потребности и предпочтения аудитории. Указывается, что цифровые платформы стали главным инструментом управляемой и намеренной дестабилизации политической власти. В результате исследования анализ социального графа цифровой инфраструктуры внешнего информационного давления демонстрирует разветвленность сформировавшейся структуры, опирающейся главным образом на СМИ-иноагенты и зарубежные СМИ на русском языке, являющиеся основными авторами дискредитирующего контента. Полученные результаты важно учитывать для продуктивного противодействия внешнему информационно-психологическому воздействию на национальную систему образования.
Целью статьи определить наиболее востребованные в настоящее время теоретические подходы, используемые для изучения миграционных процессов и затрагивающие целевую аудиторию в возрасте от 15 до 24 лет. Автором структурированы: неоинституциональный (включая теорию новой экономики трудовой миграции и “теорию выталкивания”), структурный, междисциплинарный (включая транскультурализм, теорию “жизненного пути” и теорию социальных сетей) подходы, а также относительно новые перспективные направления, представленные в виде концепций (миграция “цифровых кочевников”). Результаты исследования. Обозначены преимущества и ограничения различных объяснительных моделей, интерпретирующих факторы и закономерности развития молодежной миграции. Классифицированы наиболее распространенные методические подходы к изучению целенаправленных перемещений молодого населения. Систематизированы факторы, используемые для классификации зарубежных исследований молодежной миграции в зависимости от предмета изучения и методологического подхода. Обоснована необходимость разработки комплексного подхода, который может учитывать как экономические, так и социально-политические факторы, способствующие миграции молодежи, а также позволяет оценить эффекты роста/снижения миграционного потока в указанных сферах. Сделан вывод о важности прогнозирования основных тенденций молодежной миграции в современной ситуации роста международной конфликтности. Предложено использование методов машинного обучения и агент-ориентированного моделирования для прогнозирования сценариев развития молодежной миграции. В качестве наиболее перспективного направления исследований отмечается разработка интегрированного подхода, направленного на выявление взаимосвязей между значимыми для миграции молодежи переменными на микро-, мезо- и макроуровне. Результаты работы могут быть использованы для дополнения представлений о закономерностях развития миграции молодежи, а также для совершенствования системы мониторинга при изучении молодежной миграции в российской политической науке.
Цель - рассмотреть особенности и интерпретации исторической памяти в реализуемой политике странами постсоветского пространства. Предмет исследования - типы, реализуемых политик по сохранению исторической памяти в Российской Федерации и четырнадцати бывших республиках СССР.
Методы исследования. На основе анализа смыслов в реализуемых политиках памяти и мотивации государственных и негосударственных институтов в пересборке общей истории прошлого бывших республик СССР представляется осмысление трансформации нарративов. Выделены несколько типов реализуемой государственной политики по сохранению исторической памяти в странах постсоветского пространства. Результаты исследования. Анализ процессов трансформации исторической политики в странах бывшего СССР показал, что в реализуемых политиках постсоветских государств проводились мероприятия в разных направлениях, определяющих новые символы, смыслы и нарративы. Описываются процессы трансформации политики памяти в ряде постсоветских республик, нивелирующих памятники советского периода, мешающих навязыванию новых политических смыслов, символов и мифов. Отмечается, что в странах бывшего СССР забвению подвергались символы советской эпохи, утративших политический смысл. Среди причин, продуцирующих изменение представлений о динамике соотношения исторического познания автор указывает: отступление от принципов историзма, распространение цифровой ноуменальной и феноменальной культур, формирование национальных версий исторического прошлого, преимущественно на базе политической мифологии. Отмечается, что Российская Федерация в целом придерживалась принципа исторической объективности, выверенных и верифицированных нарративов прошлого, используя их для формирования гражданской идентичности и государственной политики памяти.
Цель статьи представить результаты социологического исследования особенностей состояния муниципальной публичной политики (далее МПП) в столице Республики Карелия - Петрозаводске в разрезе предполагаемых или уже реализуемых муниципальных преобразований, что позволяет определить тенденции и перспективу реализации задуманной реформы местного самоуправления с учетом минимизации ее социальных последствий. За основу эмпирического исследования были взяты методы количественного сбора эмпирической информации на базе индексного подхода. Сложносоставная природа концепта муниципальной публичной политики позволяет судить об оптимальном соотношении политических и административных свойств государственной и муниципальной власти, сочетающих административное регулирование и использование форм общественного участия населения. В Петрозаводск, согласно интегральному индексу МПП, сложился разрывной и одновременно неконсолидированный тип МПП в силу отмены выборов глав муниципальных образований, нарастания директивных методов управления и утраты НКО-сообществом права законотворческой инициативы. Исследование показало, что разрывной тип МПП, а тем более неконсолидированный, утяжеляет ситуацию с проведением реформы МСУ, связанную с дефицитом репрезентации общественных интересов, упраздняемых сельских и городских поселений, их удаленности от центра принятия решений и тем самым повышает уровень социального напряжения. Только партнерский тип МПП способствует конструктивной реализации проводимых муниципальных преобразований, реализуя технологии межсекторного партнерства и развивая принципы общественного диалога, взаимного учета общественных ожиданий.