Статьи в выпуске: 12
Статья посвящена исследованию того, как пользователи воспринимают элементы управления в интерфейсах, предназначенных для дистанционного управления динамическими объектами, например, дронами и автономными роботами. Объектом исследования является пользовательский интерфейс системы управления удаленными динамическими объектами, а предметом - средства UX-дизайна для создания графического интерфейса подобных систем. Цель работы - установить, как цвет, местоположение (сверху или слева), тип (текстовые или иконографические) и наличие фона (подложки) у элементов управления влияют на скорость нахождения необходимой информации пользователем в интерфейсах удаленного управления динамическими объектами. Это позволит определить наиболее эффективные решения, которые не только облегчают взаимодействие, но и уменьшают когнитивную нагрузку оператора благодаря более эргономичной структуре интерфейса. В исследовании применялась технология айтрекинга для объективной оценки различий в зрительном восприятии выделенных параметров интерфейса. При обработке данных использовался статистический многофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). В эксперименте приняли участие 38 испытуемых. Результаты показали, что цвет, расположение и тип элементов управления существенно влияют на скорость поиска информации. Красные кнопки позволяют решать задачу быстрее синих, так же, как и иконографические элементы управления по сравнению с текстовыми. При этом, было обнаружено, что все выделенные параметры влияют на восприятие друг друга. Полученные результаты могут быть использованы при разработке интерфейсов для авиационных и робототехнических систем, а также для других высоконагруженных сред управления. Новизна работы заключается в комплексном анализе параметров интерфейса и их влияния на когнитивную нагрузку пользователя. Результаты исследования подтверждают, что правильный выбор цвета, расположения и типа управляющих элементов повышает скорость решения задачи (нахождения необходимого элемента), что важно для создания эргономичного дизайна интерфейсов динамических систем управления.
Культурная конгруэнтность и дивергентное мышление представителей младшего и старшего подросткового возраста. В исследовании принимали участие 108 подростков, проживающие и обучающиеся в средних образовательных учреждениях в г. Казани, возраст респондентов 14, 73+1, 24 лет, среди которых 42 - женского пола, 66 - мужского. Первая группа подростков (по классификации Д. Б. Эльконина) - младшие подростки 13-14 лет, вторая группа - старшие подростки 15-16 лет. Изучались различия подростков с применением дисперсионного анализа Anova по таким 13 шкалам как: общая культурная конгруэнтность, в том числе в сфере: учебы, менеджмента, безопасности, социального взаимодействия, а также дивергентное мышление, гибкость, беглость, продуктивность, в том числе семантическая, невербальная, символическая и поведенческая. Перечень методик: тест Л. Ф. Баяновой и О. Г. Миняева «Определение уровня культурной конгруэнтности для подростков»; методика Х. Зиверт «Определение творческих способностей»; методика Н. А. Батурина и Е. Л. Солдатовой «Диагностика дивергентного мышления». Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучено дивергентное мышление в контексте культурной конгруэнтности подростков. Выводы: теоретический анализ взаимосвязи культурной конгруэнтности и дивергентного мышления позволил нам установить, что существуют разнообразные подходы относительно сочетаемости и индифферентного развития данных признаков в структуре личности. В рамках эмпирического исследования изучена степень выраженности культурной конгруэнтности и креативности в контексте дивергентного мышления подростков. Обнаружены значимые различия, установлено, что характеристики культурной конгруэнтности и креативного мышления подростков имеют значимые различия по общей культурной кон-груэнтности и ее составляющим в сфере учебы, самоорганизации, социального взаимодействия и безопасного поведения, а также в дивергентности мышления. Перспективы исследования заключаются в расширении количества выборки и включения в перечень методов по обработке данных кластерного и факторного анализа. Данные методы позволят произвести более детальный анализ данных при изучении степени выраженности креативности и конгруэнтного поведения подростков.
Качественное измерение уровня стресса исключительно с использованием субъективных опросников представляет собой значительную трудность, особенно в случае подростков. Это связано с тем, что у этой возрастной группы часто наблюдается недостаточная рефлексия и осознанность своих эмоциональных состояний и переживаний. Таким образом, полная оценка уровня стресса требует более комплексного подхода. Предметом исследования являются нейропсихофизиологические корреляты стресс-реакции у подростков и их механизмы совладания с ними. В данной статье производится анализ результатов исследования, целью которого стало объединение информации, полученной из двух физиологических сигналов: кожно-гальванической реакции (КГР) и функциональной пригодности организма (ФПГ). Эти данные используются для изучения нейропсихофизиологических коррелятов стресс-реакции, а также механизма совладания с ней у подростков. Исследование проводилось в ходе нейрофеноменологического интервью, что позволяет глубже понять внутренние процессы, протекающие во время стресса, и их влияние на психическое здоровье подростков. Фиксирование физиологических показателей КГР и ФПГ производилось на аппарате биологической обратной связи (БОС) «Реакор» в процессе нейрофеноменологического интервью. Все вопросы были разделены по темам. В работе рассматривались два периода: период прослушивания вопроса, который задает интервьюер, и период ответа на вопрос. В ходе проведения исследования были выявлены значительные различия, которые связаны с половыми и возрастными характеристиками испытуемых. Эти различия заключаются в выборе и применении различных базовых копинг-стратегий, которые подростки используют для управления стрессом и тревогой. Процессы регуляции и применение копинг-стратегий более активно наблюдается у девочек. Дополнительно были выделены ключевые сферы жизни, которые, возможно, вносят значительный вклад в развитие тревожного состояния у данной возрастной группы. Комбинирование психофизиологических проб с психодиагностическими методами представляет собой инновационный подход, который позволяет выявить психические процессы, остающиеся незамеченными при использовании стандартных субъективных опросников. Этот многогранный подход может способствовать разработке эффективных программ поддержки и коррекции тревожного состояния у подростков, помогая им справляться с трудностями и улучшать общее психическое состояние.
В данной статье описывается адаптация опросника «The Recovery Experience Questionnaire» С. Зоннентаг, предназначенного для оценки опытов восстановления в нерабочее время. Методика основана на теории сохранения ресурсов С. Хобфолла и модели восстановления усилий Т. Меймана. Опросник включает 16 пунктов, формирующих четыре самооценочные шкалы: психологическую отстраненность, расслабление, мастерство и контроль. На данный момент, методика адаптирована и используется в исследованиях в более чем 10 странах, однако впервые рассматривается на русскоязычной выборке. Выборка исследования составила 302 человека (162 женщины и 140 мужчин) со средним возрастом 32 года из разных профессиональных сфер (образование, психология, IT, HR, SMM и маркетинг, общепит, промышленность и д. р.). Русскоязычный вариант методики был проверен на внутреннюю согласованность, внешнюю и конструктную валидность. Факторный анализ подтвердил четырехфакторную структуру, показывая лучшее соответствие по сравнению с однофакторной моделью. Коэффициент Кронбаха для каждой подшкалы превышает 0,85, что подтверждает высокую надежность опросника. Результаты свидетельствуют о значимых положительных связях между опытом восстановления и такими показателями, как баланс работы и личной жизни, субъективное благополучие и осознанность. Также были обнаружены отрицательные взаимосвязи подшкал опросника и уровня восприимчивости к организационному стрессу. Сохранение оригинальных вопросов опросника позволяет сопоставлять результаты в разных странах и профессиональных группах. Обсуждаются основные ограничения исследования, включая небольшой объем выборки, что требует будущих исследований с более разнообразными профессиональными группами для дальнейшей проверки надежности REQ-R. Несмотря на размер выборки, полученные результаты показывают достаточную статистическую значимость для обоснования выводов о надежности измерений. «Опросник опыта восстановления», впервые адаптированный на русскоязычной выборке, продемонстрировал удобство в применении и обработке, а также необходимые психометрические характеристики.
Формирование профессионального мировоззрения курсантов является ключевым фактором, определяющим их будущую эффективность и способность выполнять поставленные задачи. Профессиональное мировоззрение - это фундаментальная основа с глубоким пониманием роли и значения дальнейшей службы, что подчеркивает актуальность темы исследования. Статья посвящена анализу профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России). В ней рассматриваются основные концептуальные подходы к пониманию сущности и структуры профессионального мировоззрения, а также выявляются ключевые компоненты, формирующие его у будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Особое внимание уделяется влиянию образовательной среды, социальной и культурной обстановки на формирование профессиональных установок курсантов. Предметом настоящего исследования выступает концепция, сущность и структура мировоззрения курсантов, а также факторы, влияющие на его формирование и развитие. Объектом исследования является профессиональное мировоззрение курсантов образовательных организаций МВД России. Методология исследования основывается на комплексном подходе. Анализ научной литературы позволил изучить существующие теоретические взгляды, связанные с профессиональным мировоззрением, а также рассмотреть их применение в образовательных организациях МВД России. Контент-анализ учебных программ способствовал выявлению методов формирования профессиональных установок. Для понимания процессов, влияющих на формирование профессионального мировоззрения, использовался метод интервьюирования. Основным выводом проведенного исследования является обоснование актуальности и значимости формирования профессионального мировоззрения курсантов в образовательном процессе вузов МВД России. Вкладом автора в исследование темы является анализ понятия, сущности и структуры профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России; предпринята попытка раскрыть ключевые элементы, формирующие и развивающие это явление, а также проанализированы факторы, влияющие на его формирование и эффективность. Новизна исследования заключается в уточнении понятия «профессиональное мировоззрение курсантов образовательных организаций МВД России», представлении авторской интерпретации структуры профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, а также в описании рекомендаций и результатов работы, направленной на формирование профессионального мировоззрения. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, психологов и специалистов, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных органов Российской Федерации, а также для дальнейших научных разработок в области образования и профессиональной подготовки.
В статье рассматриваются актуальные, но недостаточно разработанные аспекты роли вторичных образов в деятельности и поведении человека. Показаны, в частности, плохо стыкующиеся между собой теоретические выкладки разных ученых, расплывчатостью формулировок. Предметом исследования является роль эмоционально-чувственного восприятия в процессе формирования вторичного образа. Приводятся идеи К. Юнга, связывающие мир образов с отдельным миром, которой строится на основе опыта конкретного человека, и этот опыт становится для него реальностью. Отмечается использование Э. Тоффлером понятия сигналов, воспринимаемых различными сенсорными системами, для описания образов. В совокупности эти сигналы образуют ментальную модель действительности отдельного человека. Выделяется инвариант в интерпретациях образной сферы: образ - это квинтэссенция субъективной картины мира человека, которая обусловлена эмоционально-чувственно воспринимаемыми им признаками реальной (в физическом смысле) действительности. В контексте данного исследования, вторичный образ интересен авторам с практической точки зрения в том смысле, что он может быть изменен привнесенным новым опытом, опосредованным эмоционально-чувственным восприятием человека. Особо отмечается подход ленинградской психологической школы. Нам наиболее близок подход представителей ленинградской психологической школы, которая при глобальном интересе к человеку наиболее полно разработала понимание системы образов человека в его психике и индивидуальности. Ленинградская психологическая школа ориентировалась на понимание того, что ментальная составляющая человека формируется из образов, и при этом опосредуется ей же. Подчёркивается эмоционально-чувственная их составляющая, которая интересна с практической точки зрения в смысле возможности изменения новым опытом, опосредованным эмоционально-чувственным восприятием человека.
Стремительный рост применения вспомогательной репродукции при оплодотворении ставит новые вопросы дальнейших исследований. Важность изучения потенциального воздействия вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей становится все более актуальной задачей для специалистов разных научных интересов. В статье исследуются аспекты, касающиеся особенностей развития детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Особое внимание уделяется гетерохронности созревания морфофункциональных отделов головного мозга у детей и эволюции высших психических функций. Предметом исследования стало рассмотрение особенностей когнитивного развития детей, зачатых с использованием различных вспомогательных репродуктивных технологияй: экстракорпорального оплодотворения и интрацитоплазматической инъекции сперматозоида. Цель нашего исследования заключалась в анализе развития высших психических функций у детей в возрасте от 3 до 8 лет, зачатых при помощи двух часто используемых процедур искусственного оплодотворения ЭКО и ИКСИ, в сравнении с контрольной группой (спонтанно зачатые сверстники). Методом исследования стали анализ анамнестических данных развития ребенка и сбор подробной информации о выполненных процедурах во время планирования и проведения протокола искусственного оплодотворения. Научная новизна данного исследования заключается в полученных результатах экспериментального анализа, который выявил, что риск нейрокогнитивного дефицита у детей, зачатых с применением метода ИКСИ, оказывается ниже, чем у их сверстников, зачатых с помощью ЭКО. Существенным аспектом исследования стал также метод переноса эмбриона - криопротокол или естественный цикл. При проведении криопереноса эмбриона, независимо от используемого метода искусственного оплодотворения, показатели развития психической деятельности совпадают с аналогичными показателями у детей, зачатых естественным образом. Полученные результаты показывают связь между психическим развитием детей и применением различных репродуктивных технологий (РТ) для зачатия. Хотя нельзя однозначно определить прямое влияние ВРТ на развитие, наблюдается косвенная связь между применяемым методом репродуктивной технологии и психическим развитием ребенка, что требует проведения дальнейших лонгитюдных исследований в данной области.
В статье рассмотрены основные факторы условий труда и их влияние на мотивационно-смысловые и ценностные отношения личности в профессиональной деятельности. Актуальность проведения исследования состоит в изучении структуры условий труда с психологической точки зрения позволяющее выявить психологические аспекты и оценить их влияние на мотивацию, личностные смыслы и ценностные отношения работников организации. Понимание данных аспектов позволит определить, какие именно факторы условий труда побуждают работников к активным действиям. Объектом исследования выступают мотивационно-смысловые и ценностные отношения личности. Предметом данного исследования являются факторы условий труда, влияющие на мотивационно-смысловые и ценностные отношения работников. Цель исследования заключается в определении психологических аспектов позволяющих оценить влияние условий труда на формирование мотивационно-смысловых и ценностных отношений работников. Методологической основой исследования послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие понимание различных типов условий труда и их влияние на мотивационно-смысловые и ценностные отношения личности в профессиональной деятельности. В исследовании использованы теоретические (сравнительный анализ) и эмпирические методы (беседа, наблюдение, анкетирование) исследования. Основные результаты проведенного исследования показывают, что физические, организационные и психологические факторы условий труда, являются основополагающими психологическими аспектами оказывающими влияние на формирование мотивационно-смысловых и ценностных отношений личности в профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается не только в углубленном анализе основных факторов условий труда, но и в применении междисциплинарного подхода, позволяющего интегрировать знания из различных областей, таких как психология, социология и экономика, что способствует более полному пониманию рассматриваемых процессов. Такой подход дает возможность выявить взаимосвязи и закономерности между факторами условий труда и мотивационно-смысловыми отношениями личности. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования, окажут помощь руководителям в реализации дополнительных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы организации. В целях повышения эффективности профессиональной деятельности, руководителям организаций даны рекомендации о необходимости проведения мониторингов условий труда работников, включающего в себя физические, организационные и психологические факторы условий труда.
Исследование посвящено описанию особенностей переживания одиночества и тревожности подростками старшей и младшей возрастных групп, употребляющих ПАВ и находящихся на реабилитации в наркологическом центре. Объектом исследования стали особенности переживания одиночества и тревожности, предметом - их предиктивная роль в формировании зависимости от ПАВ у подростков разных возрастных групп. Целью исследования является выделение особенностей переживания одиночества и тревожности у подростков, употребляющих ПАВ. Новизна проведенного исследования заключается в непосредственном изучении подростков, страдающих от химической зависимости и находящихся в процессе реабилитации. Для проведения исследования нами были использованы методики: оценка субъективного переживания одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона (UCLA); шкала тревоги А. Бека (BAI); шкала явной тревожности для подростков А. М. Прихожан. Участниками исследования стали 50 подростков (25 мальчиков и 25 девочек, из них 20 младшего подросткового возраста - 10 мальчиков и 10 девочек - и 30 старшего подросткового возраста - 15 мальчиков и 15 девочек), употребляющих различные виды ПАВ и находящихся на реабилитации в наркологических центрах. Выборка респондентов максимально упорядочена по половозрастному и социодемографическим критериям (полные семьи, средний уровень достатка, постоянное проживание в Москве и/или Московской области, регулярное употребление ПАВ одного типа). В результате исследования нами были выявлены устойчивые особенности в переживании тревожности и субъективного переживания одиночества: мальчики-подростки обеих возрастных групп более склонны к переживанию одиночества как непонимания со стороны окружающих и среднему уровню проявления тревожности, тогда как уровень тревожности девочек-подростков значительно выше и связан с проявлением шкалы социальной желательности. При этом подростки младшей возрастной группы склонны к более высокому уровню тревожности, а подростки старшей - к более глубоким переживаниям субъективного одиночества в аспекте нарушения социальных взаимодействий.
В статье представлена разработанная и апробированная модель формирования позитивной гражданской идентичности и традиционных ценностей студентов. Цель статьи: привести результаты формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность модели (повышение показателей позитивной гражданской идентичности и традиционных ценностей студентов после ее реализации). Дизайн исследования: эксперимент, программа которого составлена в соответствии с моделью, включал в себя помимо начальной и контрольной диагностики разработку и проведение специальных учебных дисциплин по психологии личностных ценностей и мероприятия социально-значимой деятельности студентов. Участники: 20 студентов, обучающихся по психологическому профилю (экспериментальная группа) и 17 студентов, обучающиеся по направлению «специальное (дефектологическое) образование» (контрольная группа). База исследования: ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», г. Чита. Методы (инструменты): ценностный опросник Ш. Шварца, опросник идентичности по 16 категориям (М. С. Яницкий и др.), методика Р. Инглхарта (модификация М. С. Яницкого), методика измерения выраженности гражданской идентичности (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко). Математическая обработка данных проводилась с использованием Т-критерия Вилкоксона. Научная новизна исследования: экспериментально доказана возможность формирования позитивной гражданской идентичности и традиционных ценностей студентов в условиях специально организованного взаимодействия с обучающимися в условиях аудиторной и внеаудиторной работы с помощью разработанной модели, реализованной в условиях вуза. Результаты формирующего эксперимента показали, что в ходе реализации модели произошли значимые сдвиги в показателях ряда ценностей на индивидуальном уровне (конформности, традиций, благожелательности, безопасности). Достоверно увеличилась значимость идентичностей «Я как представитель своего народа», «Я как гражданин своей страны» и «Я как житель данного города». После психолого-педагогического воздействия увеличилось число признающих ценности адаптации и социализации. Показатели «Сила» и «Валентность» (степень позитивности) гражданской идентичности значительно возросли.
Предметом исследования является эмоциональная сфера и когнитивные функции (память, внимание, мышление) пациентов с ВИЧ-инфекцией. Объект исследования - пациенты с ВИЧ-инфекцией. Автор подробно анализирует когнитивные нарушения у данной категории пациентов, которые оказывают значительное влияние на приверженность лечению, эмоциональную стабильность и снижение качества жизни. В центре внимания находится опыт проведения группового тренинга, эффективность которого подтверждена улучшением эмоционального состояния и когнитивных функций участников. Исследование подчеркивает важность персонализированного подхода к оценке и коррекции когнитивных функций и эмоциональных нарушений, учитывая такие факторы, как стадия заболевания, сопутствующие патологии, психоэмоциональное состояние и индивидуальные особенности пациентов. На основе этих данных автор разработал тренинг, адаптированный под потребности данной группы. В работе использовались информационная анкета, таблицы Шульте, «Проба запоминания 10 слов»,«Тест Мюнстерберга», методики «Существенные признаки», «Исключение лишнего» (невербальный вариант), методика «Сложные аналогии», «Опросник выраженности психопатологической симптоматики», методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса и методика «Индекс жизненной удовлетворенности». Психодиагностическое обследование проводилось до начала тренинга и после каждых восьми занятий. Основными выводами исследования являются доказанная эффективность проведенного тренинга в улучшении памяти (у 39% участников), внимания (у 83%), логического мышления (у 36%) и эмоционального состояния, включая значительное снижение соматизации, обсессивно-компульсивных проявлений, депрессии и тревожности (у 47-63%). Анкетирование участников продемонстрировало их высокую удовлетворенность тренингом и субъективное улучшение когнитивных функций и эмоционального состояния, что подтверждает актуальность такого подхода. Корреляционный анализ выявил значимую связь между эмоциональной напряженностью и иррациональными установками, подчеркивая необходимость их учета в реабилитационных программах. Установлено, что когнитивные нарушения, серьезно влияющие на приверженность лечению и качество жизни пациентов с ВИЧ-инфекцией, требуют персонализированного подхода, учитывающего стадию заболевания, сопутствующие патологии, психоэмоциональное состояние и индивидуальные особенности. Разработанный тренинг, адаптированный под эти потребности, продемонстрировал высокую эффективность в снижении эмоционального напряжения, улучшении когнитивных функций и повышении способности участников к осознанному саморазвитию.
Человек ежедневно сталкивается с различными психосоциальными стрессорами, которые являются важными факторами развития и поддержания депрессии. Однако у большинства людей, подверженных влиянию стресса, депрессия не развивается, что частично обусловлено действием адаптационных механизмов. В частности, к этим механизмам относится копинг-поведение. С момента последнего обзора, затрагивающего проблему копинга и депрессии у пациентов с аффективными расстройствами, прошло почти 20 лет, и за этот период было проведено множество исследований в области копинга и депрессии. В связи с этим возникает необходимость в обновлении и систематизации научных данных для более глубокого понимания особенностей депрессивного состояния у пациентов с аффективными расстройствами. Цель исследования - выявить и обобщить существующие научные данные об особенностях копинг-поведения у пациентов с депрессией в рамках аффективных расстройств. Для достижения поставленной цели был проведен систематический обзор литературы. В обзоре использовались две поисковые стратегии: систематический электронный поиск в базах данных (PubMed, Google Scholar и eLibrary. Ru) и ручной поиск статей. Обнаружено 42 статьи: 27 публикаций с кросс-секционным дизайном и 15 работ с лонгитюдным дизайном. Выявлено, что симптомы депрессии негативно связаны с проблемно-ориентированным совладанием и эмоционально-ориентированным копингом, направленным на вовлечение в ситуацию стресса. Избегающий копинг прямо связан с симптомами депрессии и предсказывает ее развитие. Выявлено лишь одно исследование, где копинг рассматривался как фактор риска развития депрессии у здоровых людей. Результаты двух исследований показали, что копинг опосредует взаимосвязь между жестоким обращением в детстве и депрессией. Выявлено, что профиль совладания у пациентов с аффективными расстройствами имеет отличия от профиля здоровых людей: преобладание избегающих стратегий совладания и низкая выраженность проблемно-ориентированного копинга. Обнаружен дефицит исследований, сравнивающих различные клинические группы по репертуару совладания. Помимо этого, рассмотрена гендерная специфика совладания и взаимосвязь копинга с возрастными характеристиками. Отмечено, что исследователи используют разные методики оценки копинга, что затрудняет анализ, обобщение и сравнение данных. Также не выявлено исследований, посвящённых изучению взаимодействия копинг-стратегий и личностных особенностей.