Статьи в выпуске: 7
В статье рассматриваются психофизиологические предикторы склонности к интернет-зависимости (СИЗ) и их влияние на креативность и способность к саморегуляции. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью психологических механизмов, лежащих в основе СИЗ, а также ее негативным влиянием на эффективность обучения в высшей школе по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи СИЗ с психометрическими характеристиками успешности обучения, креативности и способности к саморегуляции в зависимости от факторов личности, экстернальности и интернальности локуса контроля.
В исследовании приняли участие 132 студента (55 женщин) старших курсов и аспирантов МФТИ и НГУ в возрасте от 21 до 44 лет, обучающихся по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Испытуемые проходили психологическое тестирование уровня СИЗ по шкалам использования в быту и в образовании; креативности по факторам беглости, пластичности, разработанности и оригинальности решения невербальной когнитивной задачи; способности к саморегуляции; пяти факторов личности и локуса контроля по факторам экстернальности и интернальности. Сравнение групп мужчин и женщин не выявило половых различий ни по одному психометрическому показателю. Поскольку в группе женщин уровень адаптивного интеллекта зависел от фазы нейрогормонального цикла, данные женщин были исключены из дальнейшего анализа. Корреляционный анализ данных мужчин установил отрицательную взаимосвязь СИЗ со способностью к саморегуляции по фактору «гибкость» и с уровнем креативности по фактору «оригинальность» решения когнитивных задач.
Цель статьи - обобщение результатов ранее проведенных исследований на тему личностных коррелятов цифровой зависимости. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 694 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет. В исследовании использованы опросник APA для оценки зависимости от видеоигр, опросник зависимости от смартфона (автор - В. П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии / Hospital Anxiety and Depression Scale - HADS (адаптация М. А. Морозовой и др.), шкала агрессивности Х. Ю. Айзенка.
Проведенное исследование выявило, что зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр у русскоязычных испытуемых положительно взаимосвязаны между собой, а также с такими проблемными личностными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация и проблемы со сном.
Установлены гендерные различия: мужчины чаще демонстрируют зависимость от видеоигр и более продолжительное ежедневное участие в играх, тогда как у женщин выражены зависимость от социальных сетей и зависимость от смартфона, а также более высокие показатели тревожности и прокрастинации. Уровень депрессии и проблемы со сном одинаково проявляются у представителей обоих полов. С возрастом в целом большинство негативных качеств усиливаются.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в осознании того, что разные виды зависимости (от смартфона, социальных сетей и видеоигр) формируют триединую концепцию, которую можно определить как проблемный комплекс цифровой зависимости. Он включает в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр, которые взаимосвязаны между собой и с такими проблемными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневного участия в видео- играх.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке программ профилактики цифровой зависимости среди учащихся и студентов.
Эффективность интегрированного обучения детей с двигательной патологией определяется адекватностью условий среды с целью реализации потенциальных возможностей развития. В настоящее время важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды, специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Для реализации этой задачи используется целый комплекс мер, прежде всего тесное сотрудничество с родителями.
В статье рассматриваются современные исследования психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей. Обозначены работы, в которых психолого-педагогическое сопровождение направлено на систематизацию психологической помощи родителям обучающегося с двигательной патологией и его близкому окружению, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития с учетом психических и физических возможностей.
В статье основное внимание уделено результатам анкетирования сотрудников учреждений культуры города Москвы, проводимого с целью изучения готовности учреждений культуры к организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также выявления проблем и барьеров, с которыми сталкиваются сотрудники при реализации инклюзивных практик. В рамках исследования было оценено текущее состояние трех компонентов инклюзивной среды учреждений культуры - пространственно-предметного, содержательно-методического и коммуникативно-организационного. Опрос проводился с использованием электронной анкеты в сервисе по созданию форм и сбора информации Yandex Forms; он включал сбор и анализ количественных данных. Анкетирование прошли 904 сотрудника библиотек, культурных центров, домов культуры, музеев, парков, усадеб и выставочных залов Москвы.
На основании полученной информации авторы делают вывод о том, что в большинстве учреждений с определенной периодичностью проводятся мероприятия для посетителей с инвалидностью и ОВЗ. Это свидетельствует об учете их потребностей при разработке культурного контента, наличии адаптированных программ культурно-досуговой деятельности и доступной среды. Большинство сотрудников положительно относятся к участию детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в культурно-досуговой деятельности, понимают важность организации инклюзивной среды и нуждаются в специальном обучении.
Вместе с тем в процессе исследования обнаружен дефицит компетенций специалистов учреждений культуры при взаимодействии с данной категорией посетителей, выявлена сниженная мотивация к овладению навыками конструктивного взаимодействия. Все это указывает на необходимость осознания перемен в обществе, развитие инклюзивных процессов, создание специальных условий для организации доступной среды, повышения инклюзивной культуры среди сотрудников учреждений, участвующих в исследовании.
В статье показаны результаты изучения особенностей самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в сравнении с нормотипичными сверстниками. Произведен аналитический обзор имеющихся психолого-педагогических исследований, которые помогли раскрыть данные об особенностях формирования самооценки у детей с различными нарушениями развития.
Исследование показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает заниженный уровень самооценки, что может негативно сказаться на дальнейшем становлении их личности и социализации в обществе. Было подмечено, что дети с речевыми нарушениями более категоричны к себе, испытывают трудности в аргументации и обосновании своих суждений, определении своих трудностей и достижений (что во многом объясняется недоразвитостью речи, особенно в плане словарного запаса), с трудом оценивают себя по разным критериям, перенося свои успехи и неудачи на оценку своей личности в целом.
Восприятие собственных речевых недостатков, затрудняющих процесс общения с другими людьми, является одним из главных критериев, влияющих на уровень самооценки дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявленные проблемы указывают на взаимосвязь речевого дефекта с формированием самооценки, что требует учета эмоционально-личностных особенностей детей при организации работы с ними и проведения профилактических, коррекционно-развивающих мероприятий по формированию адекватной самооценки для гармоничного становления личности и успешной социализации в социуме.
Статья посвящена возможности использования метафорических ассоциативных карт (МАК) для диагностики и профилактики внутриличностных конфликтов у студентов. Данные карты являются арт-терапевтическим инструментом и способствуют более быстрой визуализации образов, что является их основополагающим преимуществом. В статье дается описание этапов в работе с метафорическими ассоциативными картами, приводятся в пример практические упражнения, последовательно описывается эксперимент с методическими рекомендациями. По результатам предварительной диагностической беседы были выявлены 60 студентов с различными внутриличностными конфликтами. Для проведения достоверного психолого-педагогического эксперимента их разделили на две равные группы - контрольную и экспериментальную. Со всеми испытуемыми проводились индивидуальные занятия по одному часу в неделю, всего три встречи. Стандартные методики арт-терапии, песочной терапии, терапевтической беседы применялись в обеих группах. Однако только в экспериментальной добавлялось использование МАК и материалов. Описательная статистика показателей представлена по U -критерию Манна - Уитни, средней арифметической; обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics 27 и Microsoft Excel. Результаты исследования доказывают эффективность применения МАК для гармонизации соотношения между желаниями и потребностями через самоосознание, снижение дезадаптации, оказание помощи в целеполагании и балансировке самооценки у студентов, что снижает уровень внутриличностной конфликтности. Видится крайняя необходимость в продолжении изучения метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента для нормализации психоэмоционального состояния студентов.
В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в анализе ретроспективной системы представлений женщин о ситуации насилия. Методом исследования стал качественный контентана лиз, базирующийся на идеографическом подходе. В качестве текста выступили аудиозаписи интервью с женщинами, обращавшимися в Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), преодолевшими ситуацию насилия; а также использовались личные контакты с бывшими жертвами насилия. Проанализировано 12 интервью. Показано, что в ретроспективную систему представлений женщин входят следующие элементы: виды домашнего насилия, которым они подвергались; переживаемые чувства; особенности восприятия себя и своей жизни; стратегии собственного поведения в ситуации домашнего насилия; представления о причинах принятия насилия. Данные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; они включают как образы прошлых событий, так и их рефлексивный анализ.
Рефлексивный анализ пережитой ситуации насилия способствовал идентификации насилия как такового и осмыслению его как недопустимого, а также более глубокой дифференциации своих чувств, поведения, причин долгого пребывания в ситуации насилия, что в конечном итоге способствовало принятию ответственности за себя и свою жизнь. Вместе с тем перенесенная психологическая травма продолжает оказывать влияние на женщин, что проявляется во взаимоотношениях прежде всего с мужчинами, в переживании негативных эмоций из-за того, что допустили жестокое отношение к себе в прошлом.
Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны специалистам в области психологии, социальной работы при проведении ими профилактической работы, а также при сопровождении женщин - жертв домашнего насилия.