Статьи в выпуске: 13
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования связывается с поиском продуктивных подходов к обеспечению непрерывного профессионального развития учителя общеобразовательной организации. Отмечаются преимущества таких способов организации педагогической практики, которые основаны на совершенствовании индивидуального стиля педагогической деятельности. Подчеркивается, что в условиях многозадачности общеобразовательной практики важно обеспечить содействие учителю в становлении индивидуального стиля осуществления профессиональных функций. Перспективными для этого представляются решения, касающиеся определениях регламентов и исходных положений применения ресурсов формального и неформального повышения квалификации. Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании системы педагогических принципов, обеспечивающих содействие учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности. Методология (материалы и методы). Методологию исследования образуют положения деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева) о взаимосвязи сознания и деятельности, развитии личности в системе общественных отношений, единстве динамичности и аутентичности личности. Результаты исследования. Научно обоснованы педагогические принципы содействия учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности: вовлеченности в инновационные образовательные проекты, обращения к цифровым ресурсам коммуникативной направленности, преодоления психологических барьеров активными методами обучения, организации реверсивного наставничества, привлечения к участию в конкурсах профессионального мастерства. Научная новизна заключается в разработке принципов педагогического содействия учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, которые соотносятся с образовательными инновациями и классическими научными исследованиями. Практическая значимость работы выражается в возможности применения авторского подхода для повышения эффективности формального и неформального повышения квалификации учителей общеобразовательных организаций.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется проблема использования учителями общеобразовательных организаций технологий неформального образования в процессе повышения профессиональной квалификации. Анализируются мотивы, влияющие на желание учителей заниматься самообразованием. Рассматриваются вопросы умения педагогов организовывать образовательное пространство с учетом восполнения собственных профессиональных дефицитов. Обосновывается идея двухстороннего взаимодействия педагогов с образовательным пространством, в ходе которого они выступают как в роли объектов, так и субъектов последнего. Рассматривается ситуация, позволяющая педагогам выступать элементами образовательного пространства друг друга. Целью исследования является поиск оптимального варианта сочетания элементов формального и неформального образования при организации образовательного пространства, направленного на повышение квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Методологической базой исследования послужил анализ научных публикаций, отражающих вопросы образовательного пространства, непрерывного, формального и неформального образования. Были использованы сравнительный, деятельностный и системные подходы. В основу теоретического обоснования исследования легли диалектическая, синергетическая и холическая теория. Эмпирические данные собирались с помощью опросного метода с использованием специально разработанной анкеты. Исследование показало наиболее предпочитаемые педагогами формы обучения в процессе повышения квалификации, а также их понимание сущности формального и неформального образования. Анализ результатов опроса выявил наличие проблемы использования учителями полученных на курсах повышения квалификации знаний в педагогической практике. Теоретическая значимость заключается в определении основных направлений дальнейшего развития неформального образования в процессе повышения профессиональной квалификации педагогических работников. Практическая значимость состоит в рекомендациях, направленных на повышение интереса педагогов к отдельным технологиям неформального образования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема сетевого взаимодействия со школами с низкими образовательными результатами как механизма непрерывного профессионального развития педагогических работников в условиях цифровизации образования. Сетевое наставничество является одной из технологий диссеминации педагогического опыта через взаимообогащение школ-партнеров. Ставится цель анализа особенностей сопровождения сетевого взаимодействия педагогических работников школ-партнеров как механизма сопровождения непрерывного профессионального развития в условиях цифровой образовательной среды. Приводятся результаты обзора литературы, свидетельствующие о том, что сетевое взаимодействие характеризуется междисциплинарностью, вариативностью, интегративностью и осуществляется в образовательной среде. Сетевое наставничество позволяет организовать взаимодействие школ с различным организационным, методическим и научным, материально-техническим потенциалом в условиях цифровизации современного образования. Школы-партнеры, сохраняя независимость в рамках своей основной деятельности, взаимодействуют для решения конкретных проблем, решить которые невозможно в одиночку. Методология исследования состоит в исследовании непрерывного профессионального развития педагогических работников как процесса, базирующегося на принципах индивидуализации, непрерывности, фундаментализации, вариативности, автономии в выборе темпа и содержания обучения. Научной новизной обладают сформулированные особенности сетевого взаимодействия школ-партнеров для непрерывного профессионального развития педагогов. Полученные результаты помогут осуществлять наставническую деятельность по отношению к образовательным организациям, желающим улучшить качество образования и решить проблему преодоления профессиональных дефицитов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для выстраивания системы сетевого взаимодействия для непрерывного профессионального развития педагогических работников в любой образовательной организации.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема необходимости обновления содержания профессиональной ориентации в общеобразовательной организации. С позиции требований профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов содействие профессиональному самоопределению школьников рассматривается как важный вид педагогической деятельности. Ставится цель: выявление содержания деятельности педагогов общеобразовательных организаций, направленного на решение задач профессиональной ориентации обучающихся. Проводится анализ научной литературы, который демонстрирует необходимость изучения компетенций педагогов в части организации профориентационной деятельности. Выявлены методологические идеи, которые обусловливают практико-ориентированный и комплексный характер организации профориентационной деятельности в школе. Научной новизной обладает обоснование положения о том, что содействие профессиональному самоопределению является направлением деятельности всех педагогов, задействованных в обеспечении реализации федерльного государственного стандарта общего образования. Получены результаты в части рассмотрения содержания педагогической деятельности педагогов: выявлены нормативные и научно-педагогические основания совершенствования профориентационной деятельности учителя; рассмотрены применяемые формы и методы работы педагогов, реализуемые в рамках образовательной деятельности, в рамках которых могут решаться задачи содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Теоретической значимостью обладает развитие представлений о знаниях и умениях педагогов, которые обеспечивают результативность реализации задач профессиональной ориентации обучающихся: нормативные установки государственной политики в сфере образования; психолого-педагогические знания о профессиональном самоопределении; представления о формах и методах профориентационной деятельности; особенности работы в профильных классах; организация внеурочной профориентационной деятельности. Практическая значимость состоит в том, что представленные знания об организационных основах и способах осуществления профессиональной ориентации в деятельности учителя могут лечь в основу разработки и совершенствования содержания дополнительных профессиональных программ, направленных на совершенствование компетенций учителя в части осуществления профориентационной деятельности в школе.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Деятельность научно-исследовательских коллективов, организованных на базе учреждений дополнительного профессионального образования зачастую носит поверхностный характер. Результаты их научных работ достаточно слабо используются современными учителями. Ввиду указанного возникает вопрос к эффективности реализации интеллектуальных продуктов среди знаковой для учреждений дополнительного профессионального образования аудитории. Проблема состоит в том, что научные коллективы зачастую используют недостаточно актуальные методы исследования, оставляют без внимания этап апробации и внедрения результатов научной деятельности, а также не связывают цели научной работы с содержанием государственного заказа, не учитывают этнокультурные особенности окружающей среды и недостаточно инициативно подходят к привлечению междисциплинарных и экспериментальных подходов при создании современных концепций обучения и воспитания. В этой связи мы видим необходимость решения выявленной проблемы. Цель исследования: изучение способов повышения эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов в учреждениях дополнительного профессионального образования. Методология (материалы и методы) основывается на результатах исследований Л. С. Выготского о влиянии культуры на особенность мышления личности. В этой связи было сделано заключение, что результаты научно-исследовательской деятельности, которые выражаются в виде технологий, методов, подходов обучения должны учитывать культурно-исторические особенности развития той группы лиц, для которой они разрабатывались. Представленный вывод также указывает на то, что у представителей научно-исследовательских коллективов должно быть развито ценностное отношение к междисциплинарным знаниям. Ведущими материалами исследования стали научные обобщения по теме представляемой работы, а также личные знания автора о подходах организации деятельности научно-исследовательских коллективов в системе дополнительного профессионального образования. Ведущими методами научной работы стали: анализ научных источников, обобщения и концептуализации. Результаты. Установлено, что основным показателем эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов учреждений дополнительного профессионального образования является использование результатов их интеллектуальной работы учителями общеобразовательных организаций в своей педагогической практике. Было выявлено, что для решения поставленной задачи научно-исследовательские коллективы должны принимать во внимание потенциал методов: парадокса, аналогий и экстраполяции. Для повышения эффективности их деятельности рекомендуется чаще обращать внимание на возможности педагогической интуиции в процессе разработки научно-исследовательских работ. В силу того, что культурные особенности внешней среды зачастую не рациональны, возникает потребность в использовании научно-исследовательскими коллективами тактик нелинейного управления творческой деятельностью. Предложенные меры по повышению эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов в учреждениях дополнительного профессионального образования были представлены в виде принципов открытости экспериментальным методам осуществления научных исследований, нелинейности принятия исследовательских решений, полноты научного проектирования, ориентации на государственный заказ, учета этнокультурных особенностей окружающего социума, ориентации на междисциплинарные знания, парадоксальности творческой деятельности.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Раскрывается значимость решения одной из проблем, характерных для системы дополнительного профессионально образования (далее - ДПО) вообще и системы повышения квалификации сотрудников в частности: различия базового уровня подготовки обучающихся. Проблема достаточно серьезна, потому, что различие базового уровня подготовки обучающихся может привести к потере мотивации обучающихся, снижению их вовлеченности в учебный процесс и, как результат, к падению эффективности обучения. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в образовании появляется достаточно большое количество инструментов и технологий, использовавшихся ранее лишь при дистанционном обучении, результаты же внедрения инструментария дистанционного образования в классическое очное и возможности его адаптации к задачам курсов повышения квалификации еще недостаточно изучены. Исходя из сказанного, авторы ставили перед собой цель разработать модель учебного занятия, содержащего элементы перевернутого обучения, использующего инструменты дистанционного обучения, обеспечивающего усиление вовлеченности обучающихся ДПО с разным уровнем базовой подготовки в учебный процесс для сохранения эффективности обучения. Методология (материалы и методы). В ходе исследования использовались как объективные (отслеживание соблюдения учебного графика, успеваемости, сохранность контингента), так и субъективные (входной и выходной опросы, анкетирования, тестирования) методы, был проведен обзор литературы по теме исследования. В ходе исследования подтверждена актуальность проблемы, подобран и опробован необходимый инструментарий и метод решения задачи. В результате исследования разработана модель учебного занятия, позволяющая оценивать базовый уровень подготовки обучающихся и корректировать методику обучения в соответствии с этим уровнем, показана технология работы с моделью. Проведена оценка эффективности предложенной модели.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из ключевых проблем развития компетенций современного сотрудника является беспрерывное повышение качества работы современного корпоративного бизнес-тренера, которое вызвано постоянной эволюцией требований к современному сотруднику. Актуальность выбранной темы обусловлена динамичным развитием бизнес-среды, которое требует постоянного обновления и совершенствования профессиональных навыков сотрудников на разных уровнях (от рядовых специалистов до ТОП-руководителей). В связи с этим растет спрос на квалифицированных бизнес-тренеров, способных эффективно проводить разнообразные обучающие мероприятия и комплексно развивать персонал компаний. Однако на сегодняшний день отсутствует единое и централизованное представление о необходимых компетенциях для бизнес-тренера и методах их оценки, что затрудняет процесс подбора и оценки квалификации специалистов в этой тренинговой области. Целью статьи является рассмотрение компетенций, необходимых современному бизнес-тренеру, а также способов их диагностики и дальнейшего развития. Достижение этой цели позволит более четко определить требования к профессиональным навыкам специалистов и экспертов в области бизнес-тренинга и разработать эффективные методики оценки их компетенций. Методология (материалы и методы). Исследование опирается на отечественные научные разработки в области компетенций корпоративных бизнес-тренеров. В основе данного исследования находится комплексный анализ актуальных вакансий на одной из самых крупных платформ (по данным рейтинга Similarweb) по поиску работы и сотрудников - HeadHunter. Описание результатов представлено через перечисление причин разнородности требований к современным бизнес-тренерам, которые работают в корпоративном формате. В процессе исследования стал очевиден вывод, что внутрикорпоративное обучение должно опираться на андрагогический и деятельный подходы, и в основе своей должно использовать принципы гуманистической педагогики и психологии. Качественность обучения персонала невозможна без опоры на фундаментальные знания. Научная новизна заключается в структурировании ключевых компетенций, которые ожидаются у современных бизнес-тренеров. Практическая значимость выражена в возможности формирования унифицированных компетенций корпоративных бизнес-тренеров с последующими диагностирующими и развивающими мероприятиями для разных компаний. Ключевым итогом предстоящей научной работы должно стать повышение качества отбора и предъявляемых требований к корпоративным бизнес-тренерам. Результаты данного исследования обсуждаются в рамках учебного курса по основам тренинговой работы на кафедре гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин в МПГУ.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность разработки концепции повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики с использованием веб-ориентированных ресурсов обусловлена запросом общества в высококвалифицированных педагогах, владеющих современными методами и технологиями обучения с использованием веб-ориентированных ресурсов. В статье предложена Концепция повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики, разработанная на основе анализа существующих концепций обучения, теоретико-методологической основы и сущности процесса повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики. Методология (материалы и методы). В статье обоснована необходимость разработки, раскрыто содержание и структура авторской концепции, базирующейся на полипарадигмальном подходе, предполагающим взаимодополнения положений синергетического, системно-деятельностного, компетентностного, логистического, коннективиского, инструментального подходов в обучении, общедидактических принципов (фундаментальности, гуманизации и гуманитаризации, партисипативности, фундирования, оптимальной информационной насыщенности, опережающего характера обучения) и методических условий цифровой дидактики. Ведущим методом исследования представленной в статье проблемы, являлся анализ результатов анкетирования, который позволил выявить вывод, что более 80% опрошенных учителей математики считают необходимым разработку концепции повышения квалификации и их самообразовательной деятельности учителей математики. Выборка исследования включала 278 учителей математики г. Минска. Результаты. Концепция включает блок целеполагания, содержательный, прикладной и диагностический блоки. В статье обоснована необходимость и описан алгоритм реализации цикла «обучение на повышении квалификации - самообразовательная деятельность в межкурсовой период - консультирование в межкурсовой период - обучение на повышении квалификации» как механизм построения индивидуальной траектории повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики. Представленные в статье материалы являются научно-педагогическим основанием разработки и апробации дидактической системы повышения квалификации и активизации самообразовательной деятельности учителей математики с использованием веб-ориентированных ресурсов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В настоящее время формирование функциональной грамотности школьников рассматривается как результат образования, как социальный заказ общества. Уровень функциональной грамотности обучающихся непосредственно зависит от профессионализма педагогов. В виду удаленности большинства населенных пунктов Иркутской области от областного центра для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогам любого направления необходимо обладать компетенциями в области информационных и коммуникационных технологий. Цель исследования. Целью исследования является обоснование условий, влияющих на повышение ИКТ-компетентности педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Иркутской области. Методология (материалы и методы). Методологические основания исследования составляют положения непрерывного образования педагогов, концепции единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Исследование основано на компетентностном, системном и кластерном подходах к сопровождению профессионального развития педагогов. В исследовании применяются методы анализа и синтеза информации, полученной из нормативных документов, результатов научных исследований; математические методы обработки статистических данных; методы сравнения и обобщения информации. Результаты. В статье проведен анализ объективных данных о сформированности ИКТ-компетентности учителей на основании результатов регионального мониторинга использования учителями общеобразовательных организаций Иркутской области заданий портала «Российская электронная школа» в учебном процессе. Представлены изменения, внесенные в содержание модели сопровождения педагогов в целях повышения качества образования, обоснованы условия, которые влияют на повышение ИКТ-компетентности учителей при формировании функциональной грамотности обучающихся.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. С 2019 года осуществляется деятельность Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XХI века» как комплекса организационно-методических условий для профессионального взаимодействия педагогических работников из разных областей Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Эмпирический анализ пятилетнего опыта реализации мероприятий Международного методического центра продемонстрировал, что необходимым условием планомерного развития международного сотрудничества педагогов является форсайт-бюро «Андрагог XХI века» как площадка для эффективного профессионального взаимодействия специалистов, сопровождающих непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и определяющих векторы развития на основе выявленных тенденций в сфере образования. Дефиниция «форсайт-бюро» используется в контексте деятельности с 2019 года и принята его участниками, однако само понятие не сформулировано.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. С развитием современных средств и технологий на основе искусственного интеллекта и нейросетей возникает проблема их внедрения и использования в системе образования, особенно в системе повышения квалификации педагогических кадров. Опыт отечественной информатизации показывает, что процесс внедрения подобных средств в деятельности педагогических работников достаточно длительный и сложный, что требует оперативных действий по корректировке программ их обучения. По результатам анализа возможностей новых средств и технологий и возрастающим требованиям со стороны государства автор делает вывод о необходимости разработки обучающей среды с модулем повышения квалификации способным обеспечить формирование новых навыков у педагогов. Цель исследования. Целью исследования является разработка образовательной цифровой среды на основе широкого применения нейросетей и искусственного интеллекта. В статье представлен комплексный состав данной среды и решаемые ее задачи, особое внимание уделено разработке и апробации специализированного модуля, обеспечивающий подготовку педагогических кадров к работе с нейросетями. Методология (материалы и методы). В основе методологии исследования системный, синергетический и адрагогический подходы. Выделенные подходы способны обеспечить проектирование модели SMART-среды и составляющие ее компоненты. Использованы методы анализа, индукции, работы с документами, педагогического проектирования и моделирования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Вхождение Российской Федерации в первую десятку ведущих стран мира по качеству образования, в том числе высшего, обеспечивается внедрением целенаправленной деятельности в условиях образовательных учреждений высшего образования по координированию процесса профессионального роста преподавателей высшей школы. Определено терминологическое содержание понятия «профессиональный рост преподавателей высшей школы», под которым понимается системный и комплексный процесс непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и самореализации преподавателя высшей школы. Цель исследования. Проектирование модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы. Методология (материалы и методы). Методологической базой реализации данного исследования выступают ключевые положения аксиологического, системного и деятельностного подходов. В качестве ведущих методов исследования использованы анализ, синтез, обобщение и систематизация научных исследований, а также метод проектирования и моделирования для обоснования содержания модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы. Результаты. В научной статье представлено обоснование актуальности проектирование модели координации процесса профессионального роста преподавателей высшей школы. Описано содержание основные структурных компонентов модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы: цель, задачи, принципы, технологии координирования, методы и формы координации, а также условия реализации модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы. Сделано заключение о том, что дальнейшая экспериментальная проверка обоснованной модели может лечь в основу создания научно-методических центров координации профессионального роста преподавателей высшей школы на базе образовательных учреждений высшего образования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Подчеркивается возрастающая роль дополнительного профессионального образования в совершенствовании профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, включенных в осуществление задач государственной политики в сфере общего образования. Будучи самостоятельными в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, учреждения соответствующего профиля не располагают научно обоснованными и унифицированными регламентами отбора и представления содержания дополнительного профессионального образования, что отражается на снижении качества разрабатываемых программ, их востребованности в формальном образовании взрослых. В соответствии с этим исследование нацелено на разработку системно обоснованного подхода к структурированию содержания дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Осуществляется анализ научной литературы, который указывает на усиливающийся интерес исследователей к вопросам образования взрослых, наличие предпосылок для теоретического обобщения сложившихся практик в области проектирования содержания дополнительного профессионального педагогического образования. Исследование выполнено в русле системной методологии и андрагогических теорий. Научная новизна исследования заключается в представлении авторского подхода к структурированию содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, основанного на учете объективных и субъективных факторов образования взрослых. Теоретическая значимость находит выражение в дальнейшем развитии представлений о признаках отбора содержания образования взрослых (информативности, полезности, многоаспектности) и их учете при проектировании дополнительных профессиональных программ. Практической значимостью обладает представленный в статье алгоритм структурирования содержания дополнительных профессиональных программ на основе уточнения предмета повышения квалификации на уровне учебных и учебно-тематических планов. Применение алгоритма продемонстрировано на примере проектирования дополнительной профессиональной программы «Содержание и методы педагогического содействия обучающихся психолого-педагогических классов в профессиональном самоопределении».