Статьи в выпуске: 12
Статья посвящена судьбе жанра реквиема в XX-XXI столетиях. Основной раздел предваряется кратким очерком об истории жанра с момента его зарождения и дальнейшего становления в литургической практике; отмечены основные направления преобразований в композиторском творчестве следующих веков. В основной части статьи дана общая панорама жанровых вариантов реквиема в музыке Новейшего исторического периода. Основное внимание в статье уделено мобильным чертам, проявившим себя в реквиемах Новейшего времени, которые связаны с такими принципиальными факторами, как предназначенность (общественная социальная функция), язык словесного текста, истоки музыкального материала и некоторыми другими. В статье показано, сколь широкий спектр представляют собой варианты современных композиций в жанре реквиема, что выдвигает на первый план теоретическую проблему выявления стабильного инвариантного центра данного «жанрового поля».
Статья посвящена фортепианному наследию композитора, пианиста, педагога Яна Тарасевича, которое только в XXI веке стало доступным белорусским музыкантам. Выявляется его место в контексте европейского пианизма и вклад в национальную музыкальную культуру. Рассматриваются стилевые особенности, жанровый диапазон и роль фольклора в фортепианном творчестве композитора.
В статье проводится обзор творчества американского кинокомпозитора Джерри Голдсмита. Краткая биографическая справка, дополненная выдержками из интервью с композитором, показывает связь становления авторского стиля композитора с популярными в 1950-1970-х гг. жанрами фильмов и телешоу, тематически связанными с космической фантастикой. В качестве основного аналитического материала избраны саундтреки к двум культовым фантастическим фильмам - «Планета обезьян» (1968) и «Звёздный путь» (1979). На примере двух основных работ композитора можно проследить изменения в его предпочтениях техники композиции и ладовой основы саундтреков - от сериализма до расширенной тональности, что объясняется необходимостью доступности и запоминаемости мелодий для многочисленных неподготовленных зрителей.
В статье обобщается опыт проведения олимпиад по музыкально-теоретическим предметам, проводимых преподавателями кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории. Описываются основные формы заданий, сам ход проведения мероприятий. Делается акцент на важнейших, имеющих давнюю традицию методических установках уральской теоретической школы, заключающихся, прежде всего, в приоритете живой музыки над инструктивным материалом. Музыка становится единственным источником слушания и слышания, эмоциональных впечатлений, рациональных размышлений, и при этом сама диктует принципы работы с ней на занятиях.
Статья посвящена базовым терминам в музыкально-теоретическом образовании. Она состоит из трёх разделов. В первом разделе разбираются спорные ударения в музыкальных терминах на русском языке. Во втором разделе обсуждаются варианты терминов на русском языке. Третий раздел анализирует произношение иностранных (преимущественно итальянских) музыкальных терминов. Этот исследование, проделанное на основе лигвистических и специальных музыкальных словарей, учебников, а также опроса музыкантов-профессионалов, является попыткой унификации в области музыкальной терминологии и будет полезным преподавателям музыкально-теоретических предметов всех уровней музыкального образования.
В статье рассматривается становление музыкального образования, в частности, хорового искусства на примере учащихся, проживавших на территории города Луганска и близлежащих его поселениях. Автор говорит о зарождении учебных заведений, основанных на мировых традициях и развивающихся силами музыкантов, работающих на данной территории. Упомянуты такие музыкальные заведения, как школа в городе Глухове, Русском музыкальном обществе, школе Гнесиных. Они стали фундаментом для культурно-образовательных учреждений, клубов, народных домов, театров, хоров, детского музыкального театра Михаила Кушлина и детской музыкальной профшколы в городе Луганске.
В статье представлены знаковые события истории становления и развития Магнитогорского театра оперы и балета и выявлены жанровые тенденции и приоритеты репертуарной политики. Заняв определённую нишу в культурном пространстве индустриального города, театр инициировал зарождение профессиональных традиций в постановке оперы, балета, оперетты, мюзикла, музыкального спектакля для детей и стимулировал создание системы подготовки музыкантов для работы в данном учреждении.
Данная статья посвящена деятельности народного артиста России, видного исполнителя-домриста, композитора, профессора РАМ имени Гнесиных Александра Андреевича Цыганкова. В статье рассматривается поэтапное становление А. Цыганкова в качестве исполнителя-виртуоза, раскрываются характерные черты его исполнительского стиля, даётся общая характеристика отдельным произведениям композитора. Автор делает вывод о том, что в созданном А. Цыганковым индивидуальном исполнительском стиле неразрывно переплелись природная одарённость, трудолюбие, высокая музыкальная образованность и эрудиция. Благодаря этому в наши дни домра стала в один ряд с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими академическими инструментами. Большой концертный репертуар, созданный А. Цыганковым-композитором на протяжении длительного времени, является школой высокого профессионального мастерства, воспитывающей десятки молодых солистов-домристов.
В статье рассматриваются основные исторические этапы становления и развития саксофонного искусства в Китае и Беларуси ХХ - начала ХХI века. Основной целью является определение особенностей развития музыки для саксофона в китайской и белорусском композиторском творчестве указанного периода. В статье представлена периодизация развития музыки для саксофона китайских и белорусских композиторов на основе определения жанровой и стилевой специфики произведений. Выявляются важнейшие и наиболее показательные черты музыкальной стилистики произведений для саксофона с позиции проявления принципов «этнизации» и «композиторского фольклоризма». Подтверждается научная гипотеза о том, что историческое развитие музыки для саксофона в Китае и Беларуси обнаруживает ряд общих черт, однако в каждой стране имеет свои особенности, прежде всего, в отношении национальной интонационности.
В статье выявляется специфика отражения образов детства в камерно-вокальном творчестве А. Лядова и А. Гречанинова в свете музыкально-эстетических взглядов композиторов. Основные задачи - выявление особенностей интерпретации образов детства в камерно-вокальном творчестве русских композиторов в контексте индивидуальных авторских стилей, а также анализ специфики средств музыкально-поэтической выразительности в преломлении образов детства в камерно-вокальном творчестве русских композиторов разных эстетических и мировоззренческих установок. Подтверждается научная гипотеза о том, что детская образность активно интерпретировалась А. Лядовым в области камерно-вокальной музыки, представленной в трёх тетрадях «Детских песен» ор. 14, 18 и 22. Они отражают глубоко национальные корни мироощущения композитора, связанные с восприятием природы. А. Лядову оказались созвучными малые формы фольклора с их предельным лаконизмом, концентрированностью высказывания. Мир детства в наследии А. Гречанинова широк и разнообразен как с точки зрения жанрового диапазона, так и музыкальной стилистики, что обусловлено многосторонней мотивацией личностного и общественного характера.
Статья посвящена Первому альтовому концерту Александра Чайковского, ещё не становившемуся предметом специального рассмотрения. На основе целостного композиционно-драматургического анализа предлагается концепция концерта как драматического, внутренне конфликтного монолога. Выявляются стилевые черты композитора: характерные интонационно-образные сферы музыки А. Чайковского, определяющие его художественную генеалогию интертекстуальные связи, своеобразие драматургического мышления. Анализу предпослан раздел с краткой характеристикой творчества композитора и его пути в стилевом развитии современной музыки.
В 2024 году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося учёного, музыковеда, проректора по учебной и научной работе Уральской консерватории Евгения Николаевича Корчинского (1904-1965). Его имя в числе тех педагогов, которые формировали уральскую школу регионального теоретического музыкознания. Большой научный интерес представляют его исследовательские изыскания в сфере полифонии.