Статьи в выпуске: 11
В статье представлено мнение авторов относительно целесообразности уточнении предмета преступления, предусмотренного ст. 2222 УК РФ, и выделения в самостоятельную норму уголовного закона деяний, связанных с незаконным оборотом вооружений калибром свыше 20 мм, в современных условиях.
В статье дается определение понятия преступного промысла и его соотношение с понятием уголовного промысла; определяется место уголовного промысла в структуре сегментов криминального рынка. Автор приходит к выводу, что уголовный промысел относится к криминальному рынку товаров, полученных в результате совершения преступлений, в основном разнообразных хищений, однако есть и другие преступления, с помощью которых эти товары реализуются (например, контрабанда, торговля имуществом, заведомо добытым преступным путем). Отдельно оценивается роль подделок оригинальных культурных ценностей, антиквариата как способ совершения преступления, (например, при подмене оригинала подделкой с целью его хищения), либо как самостоятельный вид преступного бизнеса, когда подделка выдается за оригинал. Указывается на тот факт, что субъектами рассматриваемого сегмента криминального рынка наиболее часто выступают либо профессиональные преступники, либо организованные группы, однако на неспециализированном рынке субъекты могут быть и общеуголовными преступниками. Анализируется территориальный характер этого вида преступной деятельности, которая может быть внутренней, транснациональной и наднациональной, когда ценное имущество, полученное преступным путем, размещается в специальных хранилищах (фрипортах), не принадлежащих никакой стране. Среди наиболее распространенных видов уголовного промысла называются незаконный оборот культурных ценностей, антиквариата, автомобилей, предметов роскоши. Прогнозируется рост спроса на такие товары (оригиналы), поскольку они являются хорошим средством инвестирования для сохранения капитала. Среди средств противодействия указывается на повышение возможностей идентификации похищенных и приобретаемых вещей и сотрудничество правоохранительных органов разных стран при признаках транснационализации указанных видов преступного бизнеса.
Анализируется вопрос о квалификации действий лиц, спровоцированных на «получение взятки» сотрудниками правоохранительных органов в условиях, заранее смоделированных для их задержания и привлечения к уголовной ответственности. Рассматривается проблема материальных предпосылок и процессуальных оснований прекращения уголовного дела в отношении «жертв провокации». Делается вывод о складывающемся в судебной практике расширительном толковании основания прекращения уголовного дела – «отсутствие состава преступления».
В аспекте противодействия статусному преступному лидерству рассмотрена антикоррупционная политика государства. Принят во внимание иерархический принцип самоорганизации современной преступности. Показано целенаправленное воздействие лидеров преступной иерархии на ключевые сферы жизнедеятельности общества и государства. Базой коррупционного воздействия со стороны лидеров преступной иерархии названы накопленные ими значительные материальные и финансовые ресурсы. В плане национальной безопасности выявлены актуальные сферы защиты от коррупционного воздействия указанного типа. Очерчены приоритетные направления криминологической профилактики коррупционных проявлений преступной иерархии.
В статье проводится комплексный анализ социально-правовых предпосылок, а также основанного на них уголовно-правового подхода к установлению новых составов преступлений, обеспечивающих нормальное состояние обороноспособности и защищенности экономической составляющей безопасности Российской Федерации. Делается общий анализ используемого законодательного подхода к дифференциации уголовной ответственности за преступления диверсионной направленности, предусмотренные в статьях 281, 281.1, 281.2 и 281.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Автором отмечаются недостатки правового регулирования в рассматриваемой области в части отсутствия ответственности за публичные призывы к осуществлению диверсионной деятельности. Предлагается подход к совершенствованию законодательства в данной области.
В настоящей статье рассмотрены теоретические и практические проблемы, возникающие при участии прокурора при рассмотрении гражданских дел в форме дачи заключения. Действующее процессуальное законодательство крайне поверхностно регулирует порядок вступления прокурора в процесс с целью дачи заключения, вопросы формирования и представления самого заключения как результата работы прокурора по обеспечению законности в гражданском судопроизводстве до настоящего времени остаются без законодательной регламентации. В представленной работе указывается на необходимость законодательного закрепления требований к форме и содержанию заключения прокурора в гражданском процессе, обосновывается целесообразность представления заключений в устной форме. Также рассмотрен вопрос о допустимости изменения позиции прокурора после вынесения решения по делу судом первой инстанции. По результатам проведенного исследования, на основе анализа научной литературы, нормативных правовых актов, материалов судебной практики сделан вывод о необходимости совершенствования действующего законодательства путем дополнения положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приводится обзор доктринальных позиций по вопросу о месте международного частного права в системе права. Имеющиеся подходы условно поделены на национальный, международный и полисистемный. Особое внимание уделено анализу позиций В. Ф. Попондопуло, В. А. Белова, Р. Ю. Колобова, Г. К. Дмитриевой и М. Н. Кузнецова. Аргументирован вывод о том, что международное частное право представляет собой часть гражданского (частного) права, а коллизионные нормы носят характер специализированных.
Статья посвящена проблемам юридической техники через призму толкования гражданско-правовых норм. Толкование способствует уяснению смысла норм права всеми участниками тех или иных правоотношений и тем самым эффективному правоприменению на основании предоставления равных правовых возможностей субъектам гражданского права. Автором делается вывод о том, что раскрытие вопросов толкования только в правовой теории осложняет правоприменителям процесс применения гражданско- правовых норм несмотря на то, что законодатель делает некоторые попытки легализации вопросов толкования, как, например, в случае со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье рассматривается вопрос участия прокурора в гражданском и административном процессе для дачи заключения. Особое внимание уделяется форме и содержанию заключения прокурора по гражданскому и административному делу. Автором подробно затрагиваются вопросы, связанные с предложениями экспертного сообщества о наложении обязанности на прокуроров по подготовке заключения в письменной форме. Делаются выводы о нерациональности подобного расширения обязанностей прокуроров ввиду неминуемой «бюрократизации» их работы и, как следствие, затягивания судебных процессов, возникновения препятствий для защиты прав и свобод в гражданском и административном процессе.
В данной статье затрагивается проблема смертности в дорожно- транспортных происшествиях. Обращается внимание на важность профилактической деятельности в данной области. Исследуются вопросы организации профилактической деятельности руководителей территориальных органов МВД России на примере Московского региона.
Одной из сторон многогранного процесса глобализации является конвергенция правовых систем. Сближение правопорядков влечет за собой трансформацию как правовых институтов, так и правовых явлений. Формы выражения правовых явлений определяются как внутренними закономерностями развития соответствующих правовых систем, так и внешними факторами их эволюции. Одним из эвентуальных элементов конвергенции правовых систем выступает локальный правопорядок, создаваемый в правовой системе национального государства. Примером такого локального правопорядка выступает международный финансовый центр «Астана», в котором на паритетной основе применяется право различных правовых семей.