Статьи в выпуске: 8
Цель исследования: изучить медико-социальные аспекты деятельности общественных институтов города Екатеринодара в начале ХХ в., как отражение мировых тенденций, формирующих систему общественного здоровья. Материалы и методы: в работе использовались историко-описательный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, биографический методы. Основой статьи стали доступные авторам опубликованные источники, архивные материалы.
Результаты. В настоящее время, не подлежит сомнению, что уровень общественного здоровья зависит не только от деятельности медицинских учреждений, квалификации врачей, среднего медперсонала, но и своевременного комплексного решения многих социальных вопросов с участием общественных и государственных институтов. В статье представлены некоторые примеры формирования такого взаимодействия и оригинальные решения насущных медико-социальных проблем в Екатеринодаре (ныне Краснодар) конца XIX – начала ХХ века. Затронуты вопросы финансирования лечебных учреждений, медицинских окладов и пенсионного обеспечения, организации мероприятий по борьбе с эпидемиями, формирования санитарных служб, открытие новых специализированных больничных отделений, обслуживания беднейших слоев населения. Показаны элементы просветительской работы, пути решения проблемы высокой детской смертности и организации первой Консультации для грудных детей. Многие врачи активно участвовали в работе местного городского самоуправления, являясь «гласными» Городской Думы и Управы, тем самым способствуя решению многих социальных и медицинских вопросов, в том числе проблем оплаты за лечение, разных категорий населения и «больничных недоимок».
Заключение . Таким образом, не имея четкой государственной концепции и программы развития здравоохранения, городское управление совместно с медицинской общественностью демонстрировали желание и возможность совместного решения многих медико-социальных проблем города Екатеринодара. То есть, в этот период у регионального социума формировались потенциальные свойства и понимание необходимости развития системы и сферы общественного здравоохранения.
Искусство и культура могут быть инструментом, способствующим здоровью и благополучию населения. Методы, основанные на искусстве и культуре, могут использоваться не только в лечении заболеваний, но и в области укрепления общественного здоровья в качестве современных подходов к профилактике и контролю неинфекционных заболеваний. В Российской Федерации силами Центров общественного здоровья и медицинской профилактики проводится работа по продвижению здорового образа жизни и профилактики факторов риска развития заболеваний, информационно-коммуникационные кампании, однако требуются новые подходы, в нестандартном, творческом формате, которые способствуют не только информированию, но и эмоциональному вовлечению населения в проводимые мероприятия, включая уязвимые группы населения, а также развитию межсекторального сотрудничества между системой укрепления общественного здоровья и культурой/искусством, выявлению лучших практик. С этой целью был разработан всероссийский конкурс проектов «Искусство быть здоровым», применяющих искусство и культуру в практике укрепления общественного здоровья. В 2021 году состоялся первый конкурс, на который было подано 15 заявок. В 2023 году уже с международным участием прошел второй по счету конкурс, на который было подано 25 заявок. Из них на конкурс было отобрано 22 проекта (10 реализуемых и 12 – планируемых), которые соответствовали критериям отбора. Обязательным критерием является проведение оценки эффективности проектов. Первое место занял проект «Богатырские внуки» (Московская область); второе место – проект «Здоровье в красках» (Республика Карелия); третье место – проект «Танцуй на здоровье» (Нижегородская область). Все проекты, участвующие в конкурсе, представляют собой доказательные подходы к укреплению здоровья через искусство и культуру и формируют библиотеку лучших практик.
Цель исследования – комплексный социологический анализ функционирования служб ранней помощи детям до 3-х лет в Красноярском крае. В задачи анализа входят: 1) изучение структуры службы ранней помощи, как социальной организации, функций ее элементов, системных связей и отношений между ними; 2) исследование удовлетворенности представителей клиентских семей работой служб ранней помощи; 3) исследование субъективных представлений сотрудников служб ранней помощи и представителей клиентских семей о содержании и смыслах работы служб. Авторами использованы методы социологического опроса, глубинного интервью, включенного наблюдения. На основании ряда показателей сделан вывод о преимущественно высокой эффективности работы служб ранней помощи. Раскрыта проблемная область функционирования служб ранней помощи, которая состоит в различии понимания целей и результатов работы с детьми со стороны клиентских семей и специалистов службы ранней помощи. Специалисты в качестве основной цели видят освоение детьми функциональных навыков, способствующих социализации и самостоятельности, а затем улучшение, приобретение учебных, когнитивных навыков. Родители, напротив, часто отдают приоритет учебным навыкам при постановке целей занятий. Данное различие способно снижать удовлетворенность родителей результатами ранней помощи и эффективность занятий. Выявлена зависимость уровня включенности родителей в работу с детьми совместно со специалистами служб ранней помощи от стажа занятий и возраста ребенка: чем больше стаж и чем старше ребенок, тем менее родители вовлечены в работу с детьми. Произведена социальная типология представителей клиентских семей по основаниям их включенности в работу с детьми и отношения к результатам работы с ребенком.
Цель исследования: выявить уровень информированности и стигматизирующих факторов, влияющих на оказание услуг, раскрыть риск собственного заражения социальных работников и необходимость планирования мероприятий по повышению их компетенции в вопросах ВИЧ-инфекции.
Материалы и методы: с использованием структурированного опросника проведено социологическое исследование среди 386 специалистов учреждений социальной защиты из 6 территорий Дальневосточного федерального округа. Средний возраст участников опроса составил 41,5 года, а стаж работы – 11,2 года. В работе использован социологический (анкетирование) и аналитический методы исследования.
Результаты: Эпидемия ВИЧ/СПИДа является одной из актуальных медико-социальных проблем современности. Специалисты учреждений социальной защиты в своей деятельности неизбежно сталкиваются с лицами, живущими с ВИЧ. Их неудовлетворительная осведомленность о путях передачи этой инфекции, стигматизация людей с ВИЧ вызывают страхи и нежелание работать с такими получателями услуг. Оценили свои знания по проблеме ВИЧ/СПИДа как удовлетворительные 74,7% респондентов. Все участники были хорошо знакомы с основными путями передачи ВИЧ-инфекции, но заражение от матери к ребенку известно только 66,1% опрошенным. Отмечены ложные утверждения о возможности передачи этой инфекции через поцелуй, укусы насекомых. Среди респондентов были выявлены дефицит знаний в вопросах риска собственного заражения, тревога в отношении работы с ВИЧ-инфицированными клиентами, высокая настороженность при совместной работе с ВИЧ-инфицированными коллегами. Однако до 25,7% респондентов отметили готовность оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ. В качестве мер профилактики участники опроса назвали использование презервативов, одноразовых медицинских инструментов и предметов личной гигиены, а также отказ от внутривенного употребления наркотических веществ.
Заключение: в результате исследования выявлен всё ещё недостаточный уровень осведомленности по данной проблеме, на основании чего можно судить о существующей в некоторой степени стигматизации лиц, живущих с ВИЧ – клиентов, получающих социальные услуги, а также о возможности реализации риска заражения самих социальных работников. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего мониторинга знаний социальных работников для определения приоритетов в повышении их профессиональной компетенции по проблеме ВИЧ-инфекции, а также о целесобразности проведения среди сотрудников социальных учреждений информационных семинаров-тренингов, способствующих приобретению практических навыков в работе с ВИЧ-инфицированными подопечными.
Основным стратегическим элементом формируемой системы, призванным решать профилактические задачи на региональном и муниципальном уровне, стал Центр общественного здоровья и медицинской профилактики (ЦОЗиМП). В статье приводится анализ деятельности ЦОЗиМП за период 2013–2022 гг. в Российской Федерации и предлагаются рекомендации по ее совершенствованию. Материалы и методы. В анализ включена структура ЦОЗиМП; материально-техническое оснащение; динамика обучения кадров в разрезе отдельных категорий, социологических исследований, численности и укомплектованности, средств, полученных на профилактическую работу с населением, тиражей изданий, публикуемых ЦОЗиМП, массовая работа и консультативно-оздоровительная деятельность Центра. Анализировались сведения о деятельности ЦОЗиМП согласно отчетной формы № 70 за период 2013–2022 гг. Особенности деятельности ЦОЗиМП оценивались с помощью вычислений медианного значения показателя для соответствующего года, а также процента изменений данного показателя против иного периода. Результаты. Общее число структурных подразделений в ЦОЗиМП изменилось незначительно: с 560 в 2013 году до 547 в 2022 году. После реформы системы медицинской профилактики, проведенной Минздравом России в 2020 году, в регионах были сформированы центры общественного здоровья и медицинской профилактики, имеющие принципиально иную структуру. За период 2013–2022 гг. выявлен незначительный рост штатных должностей в ЦОЗиМП с 3720 до 3771 соответственно. С 2013 по 2022 гг. увеличилось число обученных студентов на 31,7%, но сократилось число обученных медиков на 45,3%. Заключение. За исследованный период ЦОЗиМП претерпели серьезные изменения. Рост числа программ и проектов, реализуемых Центрами, внушительный объем проводимой массовой работы показывает востребованность данных медицинских организаций. Однако статистическая форма, при помощи которой осуществляется сбор необходимой информации о деятельности ЦОЗиМП, к настоящему моменту дезактуализировалась и не соответствует основным положениям актов, регулирующих деятельность указанных организаций.