Архив статей журнала
В XXI веке выявлена тенденция на повышение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, включая лиц с психическими расстройствами, среди которых возможна задержка развития.
Проблема развития мышления у детей с задержкой психического развития остается актуальной, и требует постоянного изучения и разработки новых методик и подходов. Работа специалистов в области детской коррекционной педагогики и специальной психологии играет важную роль в помощи этим детям в их развитии и успешной адаптации в обществе.
В статье были рассмотрены подходы некоторых педагогов и психологов к понятию «наглядно-образное мышление», таким образом был сделан вывод, что при наглядно-образном мышлении используются образы и представления для восприятия и понимания информации. В нашем исследовании мы рассматриваем особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что часто сопровождается рядом сложностей: необходимостью осознания и выявления проблематичных ситуаций, анализом и поиском эффективных способов их решения, передачей усвоенного опыта на новые ситуации, а также трудностями в понимании задач, требующих визуального восприятия.
В ходе изучения проблемы и полученных результатов исследования, нами были выделены несколько методов, способствующих развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития: дидактическая игра, рисование, конструирование.
В статье раскрыта психологическая сущность понятия «познавательная активность» и особенности её развития у дошкольников. Она имеет огромное значение, так как является неотъемлемым условием для формирования комплексно развитой личности, а также ее самостоятельности и инициативности. Дошкольное детство - это длительный период, который закладывает основы будущей личности и во многом определяет ее. Это время, когда и семья, и общество совместными усилиями создают все необходимые и доступные условия для развития ребенка. Познавательная активность дошкольника возникает из стремления получить новые впечатления и опыт, которое присуще каждому человеку с самого рождения. Значимость выявленной нами проблемы объясняется важностью преодоления противоречия между необходимостью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и поиском концептуально новых средств в этом направлении. Исследование проводилось на основе методов включенного наблюдения, контент-анализа, обобщения, сравнения и конкретизации информации. Объект исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сущностные характеристики познавательной активности дошкольника и механизмы её развития. Целью статьи является изучение сущности познавательной активности ребенка, принципов и методов её развития в дошкольном возрасте. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала в рамках проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Разработанные теоретические положения дополняют и углубляют данные, существующие в возрастной психологии, относительно особенностей развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.