Архив статей журнала

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ (2024)
Выпуск: № 90 (2024)
Авторы: Вильдан Полина Константиновна

Актуальность. Существует множество источников, посвященных исследованию выгорания, однако в современной психологической науке еще нет единого представления о механизмах его происхождения. Цель нашего исследования: анализ взаимосвязей между «ингибиторами», «катализаторами» и показателями психического выгорания специалистов социономических профессий. В исследовании приняло участие 229 человек: социальные работники (89 человек) и учителя (140 человек), женщины, в возрасте от 22 лет до 71 года.

Материалы и методы. В работе был использован метод тестирования (опросник «Профессиональное выгорание», опросник волевого самоконтроля и т. д.) с последующей аналитикосинтетической обработкой полученных данных методом корреляционного анализа.

Результаты. Полученные данные о взаимосвязи выгорания с личностными особенностями работников социономических профессий дают основания предположить, что есть определенные точки приложения для воздействия на них в процессе психотерапии.

Заключение. Проведенное исследование может сыграть важную роль в управлении рабочим стрессом и минимизации рисков синдрома выгорания, помочь разработать психотерапевтическую стратегию по совладанию с выгоранием у специалистов социономических профессий.

Сохранить в закладках
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕФЕКТАМИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 91 (2024)
Авторы: Ветренко Роман Никитич

Актуальность исследования проблемы обусловлена потребностью общества в понимании механизмов формирования дефектов правовой социализации личности и возможностей их корригирования с целью снижения количества несовершеннолетних правонарушителей, численность которых на сегодняшний день составляет до 4 % от общей преступности в России. Дефекты правовой социализации личности обуславливают как развитие склонности к совершению правонарушений, так и формирование виктимности несовершеннолетних, что также представляет собой важную проблему психологии преступлений. Представленная программа психологической коррекции личностных особенностей несовершеннолетних с дефектами правовой социализации является одним из эффективных инструментов разрешения данного противоречия. Программа является продолжением эмпирического исследования, проводимого автором. Цель исследования заключается в разработке и апробации программы психологической коррекции, способствующей изменению отношения несовершеннолетних правонарушителей к праву и соблюдению правовых норм. Проведенное исследование подтвердило эффективность разработанной программы, что обеспечивает возможность ее распространения в научных кругах. Материалы и методы исследования. Выявление личностных и поведенческих особенностей несовершеннолетних проведено при помощи психодиагностических методик: школьный тест умственного развития К. М. Гуревич (субтесты «Осведомленность» (1 и 2)), методика «Отношение к праву» С. П. Безносова, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (в адапт. Н. В. Водопьяновой, Е. А. Старченковой), опросник «Диагностика ценностных ориентаций подростков» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной. Также для осуществления цели исследования была сформирована и реализована программа психологической коррекции личностных особенностей несовершеннолетних с дефектами правовой социализации.

Результаты. В ходе реализации программы психологической коррекции дефектов правовой социализации несовершеннолетних получены доказательства изменения отношения к праву, развития эмоционально-волевой устойчивости, формирования коммуникативных умений, развития адаптивной стратегии совладающего поведения, развития правосознания у участников данной программы. Важным результатом ее реализации является развитие показателей правового реализма, что указывает на готовность несовершеннолетних действовать в соответствии с требованиями закона благодаря критичному отношению к нормам и пониманию юридически значимых последствий своего поведения.

Сохранить в закладках