Архив статей журнала
Статья посвящена рассмотрению ситуации в трехстороннем энергетическом сотрудничестве России, Монголии и Китая. Авторы анализируют нынешнее состояние и перспективы развития энергетики трех стран с точки зрения взаимного сотрудничества. Особое внимание автор уделяет исследованию перспектив подписания соглашения о поставке газа из России транзитом через Монголию в Китай. В статье представлены сильные и слабые стороны данного проекта и проанализированы причины затягивания переговорного процесса.
Данная статья посвящена исследованию существующих проблем и перспектив развития сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией в области электроэнергетики. Автор кратко описывает историю развития российско-монгольских связей на данном направлении и их существующую нормативно-правовую основу, а также дает характеристику существующих в Монголии энергетических проблем. Особое внимание при этом уделяется преимуществам, имеющимся у российской стороны при взаимодействии с Монголией по линии энергетики. Затем автор по очереди анализирует направления сотрудничества между Россией и Монголией в сфере электроэнергетики: тепловую энергетику (наиболее значимое традиционное направление), развитие электросетевой инфраструктуры, гидроэнергетику, атомную энергетику и, наконец, альтернативную энергетику. По каждому направлению автор приводит сведения о степени его развитости в Монголии и о том, какие возможности имеются у российской стороны по взаимодействию с монгольскими партнерами. Перечисляются наиболее значимые проекты из числа уже реализованных, находящихся в разработке либо относящихся к перспективным. Кроме того, автор изучает существующие проблемы, препятствующие углублению российско-монгольского сотрудничества в области электроэнергетики, такие как противодействие других государств (в первую очередь так называемых стран «третьего соседа») и неразрешенные противоречия в отношении монгольских проектов ГЭС в бассейне р. Селенга. Автор приходит к выводу, что при должной реализации российской стороной имеющихся преимуществ имеются хорошие шансы разрешить спорные вопросы и добиться успеха в развитии российско-монгольского сотрудничества в электроэнергетике, тем самым способствуя экономическому росту и укреплению энергетической безопасности обеих стран.
Данная статья посвящена современному состоянию нефтяного сектора в странах Центральной Азии и оценки перспективности их рынков для расширения присутствия российских компаний. Автор выделяет основные факторы, определяющие текущее положение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающих отраслей в регионе: общая обеспеченность энергоресурсами в целом и сырой нефтью в частности, права собственности на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия и действующие нефтепроводы, а также заключенные в течение последних пяти лет международные соглашения в данной области. В статье обоснован вывод, что на сегодняшний день потенциал региона транспортно-логистического коридора и центра добычи и переработки нефти остается в большей степени нераскрытым. В этой связи для российских компаний наибольший интерес представляют меры по установлению контроля над трубопроводами из стран, ориентирующихся на экспорт нефти и нефтепродуктов (Казахстан и, в меньшей мере, Туркменистан) и по усилению присутствия на внутренних рынках тех государств, которые ориентируются на импорт энергоресурсов (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) посредством создания собственной транспортной и перерабатывающей инфраструктуры.
ФРГ многие десятилетия плодотворно сотрудничала сначала с Советским Союзом, а затем и с Россией в сфере энергетики. Как следствие этого сотрудничества были выполнены серьезные инфраструктурные проекты, связавшие нитками газо- и нефтепроводов оба государства, объем поставленного сырья также до недавнего времени оставался внушительным. Обе стороны выигрывали от этого сотрудничества, пока ФРГ с 2014 года не включилась в противостоянии с Россией, а уже после начала СВО в 2022 г. не оборвала все контакты с нашей страной в этой сфере. В статье рассмотрены эволюция энергетической политики ФРГ с момента ее основания, ее основные черты и особенности, объем сотрудничества с Россией. Кроме того, изучены доктринальные основы современной энергетической политики Германии на основе анализа официальных документов этого государства. В статье были использованы отечественные и зарубежные научные труды и статьи, тексты официальных документов ФРГ, а также материалы периодических изданий по выбранной теме. В ходе анализа эволюции энергетической политики ФРГ были сделаны следующие выводы: она изменялась под влиянием научно-технического развития, гибко реагировала на возникающие вызовы, а в ее основе лежал прагматизм. Однако анализ современных доктринальных установок показал, что Германия не суверенна в проведении своей внешней и энергетической политики, место прагматизма заняла идеология, спорная политика энергетического перехода будет продолжена при нынешней коалиции, а его модель будет даже предложена на экспорт.
В статье анализируются предпосылки и основные направления возможных шагов Индии по расширению своего влияния в регионе Центральной Азии. Оценивается значение перспективных транспортных и энергетических проектов в Центральной Евразии для Индии как одного из ключевых и наиболее значимых потребителей энергоносителей из России и центральноазиатских государств. Отдельно рассматривается стратегия расширения индийско-узбекского сотрудничества как наиболее перспективной опорной базы для реализации геополитических и геоэкономических интересов Индии в регионе. Продолжающиеся и углубляющиеся глобальные геоэкономические и геополитические трансформации создают широкое поле возможностей для начинающейся перестройки континентальной энергетической и транспортной систем. В этих условиях от индийского руководства требуются активные шаги в реализации своей внешней политики, чтобы не остаться в стороне от масштабных проектов освоения ключевых пространств континента, включающих в себя ресурсный и транзитный потенциал России и Центральной Азии.
В данной статье авторами было рассмотрено развитие белорусско-российских интеграционных процессов в условиях санкционного давления западных государств. Авторы в статье рассматривают динамику взаимоотношений между государствами в период с 2022 по 2023 г. В 2021 г. была подписана программа интеграции России и Беларуси и утверждено 28 дорожных карт в рамках Союзного государства. В рамках реализации программ страны нарастили сотрудничество в различных областях, включая промышленность, финансы, макроэкономику, транспорт и торговлю товарами. Отдельно в статье рассматривается вопрос создания единого рынка энергоресурсов. Отмечается, что первый этап создания единого рынка электроэнергии уже достигнут. Однако вопрос единого рынка газа остается открытым.
В статье рассматривается состояние взаимоотношений Монголии и постсоветских республик Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана). Оцениваются основные ограничители монголо-центральноазиатского экономического сотрудничества, а также шаги по усилению различных элементов межгосударственного партнерства, отмечаемые в последнее время. Отдельно оцениваются отдельные попытки Улан-Батора выработать некие новые теоретические подходы к активизации монгольской политики в Центральной Азии в условиях наблюдаемого роста мировой геополитической и геоэкономической напряженности. Очевидно, что в текущих условиях потребности Монголии в расширении круга международных партнерств становятся серьезным вызовом, требующим от властей республики принятия важных политических и внешнеэкономических решений уже в краткосрочной перспективе.
В статье характеризуется современный этап российско-монгольского сотрудничества, выявлены факторы и условия, определившие новый этап двухстороннего взаимодействия после 2010 г. Развитие сотрудничества обусловлено потребностями регионального взаимодействия и решением задач внутренних социально-экономических процессов России и Монголии. Авторы отмечают, что для Монголии расширение торгово-экономических отношений с Россией имеет значение в нескольких аспектах, включая диверсификацию общественного хозяйства, гарантию от однополярной ориентации внешнеэкономической деятельности и решение внутренних социально-экономических проблем. В статье делается акцент на транзитный потенциал Монголии и ее роль в российско-китайских отношениях. Авторы отдельно отмечают, что Монголия сталкивается с проблемами экономического развития, включая низкий уровень ВВП и высокую безработицу. В этой связи правительство Монголии осуществляет стратегии и программы, направленные на экономическое развитие, обеспечение занятости населения и сокращение безработицы и бедности. Активизация отношений двух стран в контексте российских интересов способствует расширению функционального геополитического пространства, преодолевающего конструируемую Западом искусственную изоляцию, увеличивает транзитные возможности нашей страны.
В статье анализируются основные этапы развития энергетического сектора экономики России в контексте влияния внешних факторов. Рассматривается роль строительства новых экспортных трубопроводов в укреплении позиций страны на мировых энергетических рынках. Дается оценка зависимости российской энергетики от иностранного капитала и технологий. Приводятся некоторые практические рекомендации по развитию энергетического сектора России в условиях западных санкций и перехода к низкоуглеродной экономике.
В статье рассматривается состояние нефтяной отрасли России за период 2022 и 2023 г., так как геополитические изменения переходили из одного года в другой. Автор отмечает, что несмотря на санкционное давление, Россия успешно смогла переориентировать нефтяные рынки в сторону Азии. Наиболее активно развивается экспорт в Индию, легкость перехода была обусловлена в том числе наличием в Индии готового бизнеса: на побережье были построены новые НПЗ, для которых нефть приобреталась с ближайших рынков. В 2022-2023 гг. Индия стала крупнейшим рынком сбыта российской нефти, доставляемой морским транспортом. По поставкам через нефтепроводы, крупнейшим потребителем остается Китай. В этих условиях у российских компаний возникает возможность играть на конкуренции между странами, сокращая скидку на свою продукцию. До 2022 г. крупнейшим покупателем российских нефтепродуктов были США, на 2024 г. первое место занимает Турция. Государство закупает у России большие объемы, а далее аналогичные перепродает в страны ЕС. Несмотря на заявления об ином характере происхождения нефтепродуктов, формально объемы покупки-продажи совпадают. Значительную роль в поставках российских ресурсов морским путем играет теневой флот, который начал работать после введения «потолка цен». Танкеры флота выкуплены с мирового рынка различными компаниями, которые зарегистрированы на оффшорах.