Архив статей журнала
Внешнеторговая деятельность является одним из тех явлений, которые наиболее подвержены эффекту так называемого трения пространства. В статье представлен обзор географической структуры экспорта и импорта Монголии по зонам удаленности, что показывает критическое влияние внутриконтинентального положения. При рассмотрении распределения импорта и экспорта с учетом степени передела продукции выявляется, что готовая продукция имеет более распределенный вид по зонам удаленности, в то же время сырье идет преимущественно только в ближайшую зону удаленности. Приведена статистика транспортабельности товара, понимаемой как цена на единицу веса, и распределения по зонам удаленности по пунктам пограничного пропуска. Выводится, что наиболее ценный груз проходит именно через пограничные пункты с Россией («Алтанбулаг»), в то время как через монгольско-китайские пункты «Гашуун-Сухайт» и «Замын-Ууд» проходит сырьевая низкотранспортабельная продукция, направляемая преимущественно в ближайшую зону (уголь, медь). По полевым исследованиям выявлены особенности логистических схем доставки угля в Китай с месторождения Таван-Толгой, заключающиеся в доставке автопоездами либо железной дорогой в контейнерах, что упрощает процесс перевалки и нивелирует барьерный фактор разницы ширины железнодорожной колеи между Монголией и Китаем. В меднодобывающей промышленности Россия и Монголия вступают в конкуренцию параллельной разработкой своих крупнейших медно-золотоносных резервов. В целях диверсификации внешней торговли Монголии и снижения ее экономической зависимости от Китая необходимо наращивать переработку сырьевого экспорта в готовую продукцию, что возможно сделать с помощью российских высокотехнологических компаний.
Статья посвящена методологическим и практическим аспектам оценки специфики развивающихся стран, в том числе Монголии, в вопросе оценки результативности финансово-логистических цепочек. Актуальность и значимость исследования в том, что решения об инвестиционной программе («Видение-2050») принимаются на основе традиционных оценок инвестиционных проектов, их экономических и социальных эффектов. В статье на основе обобщения имеющихся массивов информации представлен авторский подход к обоснованию необходимости изменения традиционных методов оценки. Доказана необходимость учета в моделях затрат на диверсификацию и прогноза изменения места в цепочках добавленной стоимости при возникновении в будущем неявных затрат. Игнорирование факта перекладывания затрат международной торговли на потребителей в небольших сырьевых экономиках приводит зачастую к рецессиям и необходимости постоянного рефинансирования долга. В статье рассматривается структура экспорта и импорта Монголии не в традиционных оценках, а с позиции влияния на будущий рост расходов при отсутствии источников их покрытия. Особое внимание уделено росту неэффективности и нерациональности бюджетных расходов при традиционном прогнозировании эффектов и выгод от реализации проекта. Применительно к теме исследования обосновано применение терминов «ликвидность бюджета», «фиктивные финансовые потоки», «маскировка товарных потоков». Предложен подход к классификации факторов, искажающих картину движения финансово-логистических потоков с точки зрения влияния на национальные экономические интересы. В заключении сделан вывод о возможности практического применения предлагаемых подходов для анализа финансовых и логистических потоков других стран, а также имеющиеся допущения в применении данной модели.
Данная статья посвящена современному состоянию нефтяного сектора в странах Центральной Азии и оценки перспективности их рынков для расширения присутствия российских компаний. Автор выделяет основные факторы, определяющие текущее положение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающих отраслей в регионе: общая обеспеченность энергоресурсами в целом и сырой нефтью в частности, права собственности на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия и действующие нефтепроводы, а также заключенные в течение последних пяти лет международные соглашения в данной области. В статье обоснован вывод, что на сегодняшний день потенциал региона транспортно-логистического коридора и центра добычи и переработки нефти остается в большей степени нераскрытым. В этой связи для российских компаний наибольший интерес представляют меры по установлению контроля над трубопроводами из стран, ориентирующихся на экспорт нефти и нефтепродуктов (Казахстан и, в меньшей мере, Туркменистан) и по усилению присутствия на внутренних рынках тех государств, которые ориентируются на импорт энергоресурсов (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) посредством создания собственной транспортной и перерабатывающей инфраструктуры.