Архив статей журнала
В статье изложена информация о выступлении на конференции одной из тем которой являлась “Перспективы развития российско-монгольских отношений”
25 апреля 2024-го Институт стран СНГ провел международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы российско-монгольского сотрудничества» при поддержке государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ОАО «Российские железные дороги». В работе конференции приняли участие представители Государственной думы ФС РФ, посольства Монголии в РФ, ведущие эксперты из России, Монголии и стран Центральной Азии. На мероприятии были обсуждены геополитическая, экономическая ситуация в мире и регионе, проблемы безопасности дружественных государств, перспективы, потенциал и риски двустороннего сотрудничества в условиях растущего санкционного давления в различных сферах.
Статья посвящена рассмотрению ситуации в трехстороннем энергетическом сотрудничестве России, Монголии и Китая. Авторы анализируют нынешнее состояние и перспективы развития энергетики трех стран с точки зрения взаимного сотрудничества. Особое внимание автор уделяет исследованию перспектив подписания соглашения о поставке газа из России транзитом через Монголию в Китай. В статье представлены сильные и слабые стороны данного проекта и проанализированы причины затягивания переговорного процесса.
Текущее противостояние России с коллективным Западом вынуждает уделить внимание странам Востока, в судьбе которых Россия сыграла когда-то ключевую роль и которые, к сожалению, решила однажды покинуть. Одной из таких держав является Монголия. История российско-монгольских отношений является наглядной иллюстрацией влияния цивилизационного фактора на ход политических процессов. Для того чтобы учесть данный фактор для более эффективного развития двусторонних отношений на современном этапе их развития, необходимо определить основные направления развития двустороннего сотрудничества, прибегнув как к анализу ключевых двусторонних политико-правовых регулятивных документов, так и к положениям цивилизационного подхода, что и является целью данной статьи. С помощью методологии цивилизационной политологии в статье рассматриваются и определяются основные и возможные направления развития российско-монгольских отношений на ближайшую перспективу, выявляются основные проблемы и предлагаются способы их решения. Особый акцент делается на тех направлениях сотрудничества, которые можно считать цивилизационными. Рассматривается взаимодействие по линии публичной дипломатии. Устанавливается необходимость привлечения представителей бизнеса, целого ряда государственных ведомств, а также общественности для достижения значимых результатов по данному вопросу. Констатируется инертность и противоречивость в отношении монгольской стороны к двусторонним проектам, определяются контуры проблемы благожелательного нейтралитета Монголии по отношению к странам «третьего соседа», и прежде всего США. По результатам проведенного исследования дается оценка перспективам использования цивилизационного фактора в развитии двусторонних отношений России и Монголии и той роли, которую он может сыграть в формировании многополярного миропорядка. В заключении делается вывод о том, насколько эффективным может оказаться возвращение России в Монголию, укрепление российского присутствия при придании двусторонним отношениям нового цивилизационного измерения. Уточняется, основой чему могут служить основополагающие акты двух стран, определяющие основные направления внешней политики и выстраивающие контуры национальной безопасности.
Данная статья посвящена исследованию существующих проблем и перспектив развития сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией в области электроэнергетики. Автор кратко описывает историю развития российско-монгольских связей на данном направлении и их существующую нормативно-правовую основу, а также дает характеристику существующих в Монголии энергетических проблем. Особое внимание при этом уделяется преимуществам, имеющимся у российской стороны при взаимодействии с Монголией по линии энергетики. Затем автор по очереди анализирует направления сотрудничества между Россией и Монголией в сфере электроэнергетики: тепловую энергетику (наиболее значимое традиционное направление), развитие электросетевой инфраструктуры, гидроэнергетику, атомную энергетику и, наконец, альтернативную энергетику. По каждому направлению автор приводит сведения о степени его развитости в Монголии и о том, какие возможности имеются у российской стороны по взаимодействию с монгольскими партнерами. Перечисляются наиболее значимые проекты из числа уже реализованных, находящихся в разработке либо относящихся к перспективным. Кроме того, автор изучает существующие проблемы, препятствующие углублению российско-монгольского сотрудничества в области электроэнергетики, такие как противодействие других государств (в первую очередь так называемых стран «третьего соседа») и неразрешенные противоречия в отношении монгольских проектов ГЭС в бассейне р. Селенга. Автор приходит к выводу, что при должной реализации российской стороной имеющихся преимуществ имеются хорошие шансы разрешить спорные вопросы и добиться успеха в развитии российско-монгольского сотрудничества в электроэнергетике, тем самым способствуя экономическому росту и укреплению энергетической безопасности обеих стран.
ФРГ многие десятилетия плодотворно сотрудничала сначала с Советским Союзом, а затем и с Россией в сфере энергетики. Как следствие этого сотрудничества были выполнены серьезные инфраструктурные проекты, связавшие нитками газо- и нефтепроводов оба государства, объем поставленного сырья также до недавнего времени оставался внушительным. Обе стороны выигрывали от этого сотрудничества, пока ФРГ с 2014 года не включилась в противостоянии с Россией, а уже после начала СВО в 2022 г. не оборвала все контакты с нашей страной в этой сфере. В статье рассмотрены эволюция энергетической политики ФРГ с момента ее основания, ее основные черты и особенности, объем сотрудничества с Россией. Кроме того, изучены доктринальные основы современной энергетической политики Германии на основе анализа официальных документов этого государства. В статье были использованы отечественные и зарубежные научные труды и статьи, тексты официальных документов ФРГ, а также материалы периодических изданий по выбранной теме. В ходе анализа эволюции энергетической политики ФРГ были сделаны следующие выводы: она изменялась под влиянием научно-технического развития, гибко реагировала на возникающие вызовы, а в ее основе лежал прагматизм. Однако анализ современных доктринальных установок показал, что Германия не суверенна в проведении своей внешней и энергетической политики, место прагматизма заняла идеология, спорная политика энергетического перехода будет продолжена при нынешней коалиции, а его модель будет даже предложена на экспорт.
Статья посвящена анализу энергетического фактора в формировании и развитии современного внешнеполитического курса Саудовской Аравии. На протяжении десятилетий внешняя политика, равно как и вся экономическая система, королевства находится в прямой зависимости от экспорта нефтепродуктов и сырой нефти. До начала периода 2000-х гг. основными импортерами саудовских энергоносителей выступали западные государства, что непосредственно сказывалось на внешнеполитической ориентации Эр-Рияда и зачастую негативным образом сказывалось на реализации национальных интересов и стратегических задач государственного развития. Тем не менее на современном этапе наблюдается процесс формирования многовекторной внешней политики Саудовской Аравии за счет активизации торгово-экономических отношений с незападными государствами. Особое внимание при анализе данного аспекта авторы уделили основным показателям диверсификации ведущих партнеров Эр-Рияда, результатам переговорного процесса по вступлению королевства в БРИКС и развитию сотрудничества в рамках расширенного формата ОПЕК – ОПЕК+.
В статье анализируются предпосылки и основные направления возможных шагов Индии по расширению своего влияния в регионе Центральной Азии. Оценивается значение перспективных транспортных и энергетических проектов в Центральной Евразии для Индии как одного из ключевых и наиболее значимых потребителей энергоносителей из России и центральноазиатских государств. Отдельно рассматривается стратегия расширения индийско-узбекского сотрудничества как наиболее перспективной опорной базы для реализации геополитических и геоэкономических интересов Индии в регионе. Продолжающиеся и углубляющиеся глобальные геоэкономические и геополитические трансформации создают широкое поле возможностей для начинающейся перестройки континентальной энергетической и транспортной систем. В этих условиях от индийского руководства требуются активные шаги в реализации своей внешней политики, чтобы не остаться в стороне от масштабных проектов освоения ключевых пространств континента, включающих в себя ресурсный и транзитный потенциал России и Центральной Азии.
В данной статье авторами было рассмотрено развитие белорусско-российских интеграционных процессов в условиях санкционного давления западных государств. Авторы в статье рассматривают динамику взаимоотношений между государствами в период с 2022 по 2023 г. В 2021 г. была подписана программа интеграции России и Беларуси и утверждено 28 дорожных карт в рамках Союзного государства. В рамках реализации программ страны нарастили сотрудничество в различных областях, включая промышленность, финансы, макроэкономику, транспорт и торговлю товарами. Отдельно в статье рассматривается вопрос создания единого рынка энергоресурсов. Отмечается, что первый этап создания единого рынка электроэнергии уже достигнут. Однако вопрос единого рынка газа остается открытым.
В статье рассматривается состояние взаимоотношений Монголии и постсоветских республик Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана). Оцениваются основные ограничители монголо-центральноазиатского экономического сотрудничества, а также шаги по усилению различных элементов межгосударственного партнерства, отмечаемые в последнее время. Отдельно оцениваются отдельные попытки Улан-Батора выработать некие новые теоретические подходы к активизации монгольской политики в Центральной Азии в условиях наблюдаемого роста мировой геополитической и геоэкономической напряженности. Очевидно, что в текущих условиях потребности Монголии в расширении круга международных партнерств становятся серьезным вызовом, требующим от властей республики принятия важных политических и внешнеэкономических решений уже в краткосрочной перспективе.
В статье характеризуется современный этап российско-монгольского сотрудничества, выявлены факторы и условия, определившие новый этап двухстороннего взаимодействия после 2010 г. Развитие сотрудничества обусловлено потребностями регионального взаимодействия и решением задач внутренних социально-экономических процессов России и Монголии. Авторы отмечают, что для Монголии расширение торгово-экономических отношений с Россией имеет значение в нескольких аспектах, включая диверсификацию общественного хозяйства, гарантию от однополярной ориентации внешнеэкономической деятельности и решение внутренних социально-экономических проблем. В статье делается акцент на транзитный потенциал Монголии и ее роль в российско-китайских отношениях. Авторы отдельно отмечают, что Монголия сталкивается с проблемами экономического развития, включая низкий уровень ВВП и высокую безработицу. В этой связи правительство Монголии осуществляет стратегии и программы, направленные на экономическое развитие, обеспечение занятости населения и сокращение безработицы и бедности. Активизация отношений двух стран в контексте российских интересов способствует расширению функционального геополитического пространства, преодолевающего конструируемую Западом искусственную изоляцию, увеличивает транзитные возможности нашей страны.