Архив статей журнала
Цель. Коррекция источниковой базы раннего периода в истории русского казачества. До настоящего времени в научных исследованиях по истории древнейшего периода в истории русского казачества (XV – середина XVI столетия) учёные в основном опирались на летописные источники. Они составляли базовую, едва ли не уникальную группу источников по теме. Это значит, что редко использовались воинские списки, т. е. разрядные источники. Их введение в указанную исследовательскую тематику необходимо и весьма полезно.
Процедура и методы. Сделан обзор наиболее старых известий о военной деятельности русского казачества по разрядным источникам от начала их создания до середины правления Ивана IV, т. е. за период, когда упоминания казаков очень редки, почти единичны. Позднее они будут встречаться с большей частотой. Эта разновидность источников впервые отмечает появление собственно русских казаков в военных кампаниях Московского царства начала 1550-х гг. (период завоевания Казанского и Астраханского ханств).
Результаты. Расширена источниковая база для исследований по истории раннего казачества. Сделаны важные прагматические выводы: во-первых, на начальном этапе истории русского казачества одновременно с ним в русской армии служит значительный контингент казачества тюркского, т. е., по всей видимости, в основном татарского; во-вторых, казачество попадает на страницы разрядных источников в начале 1550-х гг., поскольку именно к этому моменту оно превращается в значительную военную силу.
Теоретическая и/или практическая значимость. Получена новая, прошедшая научную критику, информация, которая может и должна быть использована в создании интегральной картины ранней истории русского казачества XVI столетия. Итоги исследования представляют собой вклад как в историю казачества, так и в историю Российского государства.
Цель. Сформулировать принципы необходимых изменений в содержании и методологии курса отечественной истории в школьном образовании.
Процедура и методы. Сопоставлены государственная историческая политика в сфере образования и репрезентация героев в курсе истории с реалиями и вызовами текущей исторической ситуации для России; проанализированы значимые исследовательские подходы к проблемам исторического образования, социальной памяти и манипуляции сознанием. В исследовании применены методы: историко-генетический, сравнительно-исторический и историкосистемный.
Результаты. Выявлено фундаментальное несоответствие существующего и насаждаемого в российском историческом образовании пантеона национальных героев интересам национальной безопасности России. Установлены диссонансы и конфликты в наборе персоналий, преподносимых российским школьникам в качестве национальных героев – образцов для подражания. Сделан принципиальный вывод о необходимости чёткой формулировки пантеона национальных героев, чёткого указания антигероев для внесения определённости и формирования внятного перечня ценностей в сознание юных граждан России.
Теоретическая и/или практическая значимость. Аккумулированная и соответствующим образом интерпретированная в статье информация, полученные по итогам анализа выводы и рекомендации могут быть использованы в нескольких ракурсах. В частности, для дальнейших научных исследований актуальных проблем российского образования. Также для выработки и реализации практических мер по изменению и содержания и методологии школьного курса истории Отечества в русле защиты долгосрочных интересов России как самобытного цивилизационного субъекта в мировой истории, формирования созидательного патриотического мировоззрения у поколения молодых россиян.