Архив статей журнала
Цель. Рассмотреть нормативно-правовую базу, отражающую понятия «гражданственность» и «патриотизм».
Процедура и методы. Проанализированы документы, составляющие объект исследования: «Конституция Российской Федерации», «Закон об образовании в Российской Федерации», «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и другие.
Результаты. В современной России существует необходимое правовое поле, отвечающее вызовам нашего времени; таким образом, все условия, в которых должна быть воспитана личность, имеющая гражданственно-патриотическое воспитание, созданы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные могут стать основой при составлении программ дисциплин высшей школы (курсы «Основы российской государственности», «История России» и другие). Возможно также использование в учебной и воспитательной работе с обучающимися.
Цель. Сформировать представление о том, на какой тактический опыт опирались составители такого источника по истории русской граничной службы, как «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» 1571 г.
Процедура и методы. Предварительно проводится анализ состава «авторского коллектива» экспертов по особенностям пограничной службы, собранных князем М. И. Воротынским для составления документа, затем он дополняется источниковедческим анализом самого памятника, а также тактического опыта князя М. И. Воротынского и его помощников.
Результаты. Делается вывод о том, что «Боярский приговор…», с одной стороны, опирается на обширный тактический опыт людей с практическим знанием степных границ России, с другой стороны, жёстко привязан к региональным формам обороны рубежей и не годится для других участков несения пограничной службы: на западе и на востоке страны.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье проводится анализ источника в тех аспектах, которые до настоящего времени оставались без внимания со стороны специалистов по военной истории России XVI–XVII вв.