Архив статей журнала
Цель. Определить на основе демографической статистики долю русских в структуре населения государств «ближнего зарубежья» как отражение политических процессов внутри евразийской цивилизационной общности (интеграционных/дезинтеграционных).
Процедуры и методы. Источниковой базой исследования явились материалы переписей населения Российской империи (1897 г.), всесоюзных (1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.) и национальных (различаемых по государствам). Изменения доли русских в структуре населения национальных республик соотносилось с евразийскими цивилизационными потенциалами и направленностью политических процессов.
Результаты. Получены выводы о соотнесении интеграционных потенциалов евразийской цивилизации с удельным весом в национальных республиках русской этнической компоненты. Снижение доли русского народа в национальных республиках связывалось с феноменом демографического выдавливания и формирования режима этнократий.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться для формирования политики Российского государства в сфере национальных отношений и в поддержке соотечественников за рубежом.
Цель. Выявление непротиворечивых подходов к определению понятий «нация», «нацизм» и «фашизм» в контексте задач нового мировоззренческого строительства в России, ревизии западного понятийного аппарата в российской политологии.
Процедуры и методы. Метод контекстуализации, проявляемый в рассмотрении феноменов «нация», «нацизм» и «фашизм» в контексте предлагаемых социогуманитарных парадигм и историко-культурного развития генерировавших их сообществ.
Результаты. Предложены подходы к определению феноменов «нацизм» и «фашизм». Показана связь развития концепции государства-нации с историей западной цивилизации, раскрыты деструктивные последствия её экстраполяций внезападные цивилизационные сообщества. Выявлены факторы генезиса нацизма в мире.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при формировании определений феноменов «нация», «нацизм» и «фашизм» в документах стратегического планирования Российской Федерации, образовательной и просветительской деятельности. Предложены подходы к идентификации нацизма и его блокирования на ранних этапах генерирования.