Архив статей журнала
Цель - проанализировать влияние художественной литературы в жанре фэнтези на политическую социализацию подростков на примере серии романов о Гарри Поттере. Современная молодежь узнает о политике до того, как получает реальный политический опыт, что позволяет заложить фундамент политического образования, который потенциально может оказывать влияние на последующую политическую социализацию, в том числе во взрослом возрасте. Важно понимать, какой эффект на восприятие политического мира оказывает художественная литература, особенно те произведения, которые получили распространение среди молодых людей и рассматриваются ими как значимые. Помимо популярности анализируемой гепталогии, актуальность исследования объясняется недостаточной изученностью указанной проблемы в отношении российских подростков на фоне геополитической напряженности и культурного конфликта с Западом, а также низким уровнем молодежного политического участия в целом. Новизна работы заключается во вкладе авторов в понимание политической культуры молодежи и потенциального влияния литературы на нее. Проведен анализ политической системы вселенной Гарри Поттера, и выделены ее основные элементы. Методология включала дискурс-анализ с опорой на систему политических ориентаций, предложенную Г. Алмондом и С. Вербой. Обнаружено, что произведение формирует негативный образ государства и политических процессов, акцентирует внимание на несправедливости и нечестности законов. Выявлено, что описание политического мира и его оценка в рассматриваемой серии романов способствуют формированию негативных политических ориентаций, что может стать причиной политической пассивности или протестности читателя. К позитивному влиянию можно отнести развитие толерантности по отношению к другим. Социализирующий потенциал усиливается за счет развитой субкультуры фанфикшн, которая дает возможность читателю предложить собственную интерпретацию произведения через принятие рамок, заданных основным сюжетом. Это способствует интериоризации описанной политической реальности.
В статье рассматриваются риски и угрозы сетевой коммуникации детей в условиях развития современного цифрового общества. Представлен анализ процесса киберсоциализации подростков, классификация контента в зависимости от его влияния на развитие детей и подростков (конструктивный, нейтральный, деструктивный). Описаны риски и угрозы информационно-психологического воздействия посредством сети Интернет с использованием различных технологий, распространенных в сетевом пространстве в целом и в социальных сетях в частности. Помимо информационно-психологического воздействия, через социальные сети возможно формирование мобилизационного потенциала детей и подростков. Описаны разновидности сообществ, распространенных в социальных сетях и способных оказать деструктивное влияние на детей и подростков, а также технологии вовлечения детей и подростков в данные сообщества. Рассмотрены последствия негативного воздействия сети Интернет на детей и подростков, такие как формирование клипового мышления, отсутствие критического мышления, изменение норм и ценностей, формирование патологических интернет-зависимостей, способствующих формированию новых уязвимостей детей и подростков.