Архив статей журнала
В предлагаемой обзорной статье по итогам V-й международной конференции «Topical Issues of International Political Geography» (TIPG-2023) (СанктПетербург, 22-23 декабря 2023 г.) приводятся основные направления работы конференции, а также тезисы дискуссии о перспективах ее дальнейшего развития в условиях обострения международной обстановки и некоторой переориентации в тематике публикаций. Конференция была посвящена ряду аспектов современной политической географии, социологии и международных отношений. TIPG-2023 стала платформой для обсуждения и сотрудничества ученых и экспертов в области политической географии, гуманитарной географии, геополитики, урбанистики, демографии, социологии и социальной антропологии, миграционной политики, природных ресурсов, международных организаций, региональной интеграции, конфликтов, безопасности и других смежных областей исследований. Научная часть TIPG 2023 была организована вокруг 6 тематических секций: «Идеологии регионализма и глобализации в историческом контексте. Философия политики», «Международные отношения», «Политические институты и внутренняя политика», «География культуры, образования и туризма», «Миграция и социальнодемографические процессы» и «Устойчивое развитие». Конференция TIPG с 2019 года прошла значительный путь позиционирования на международном уровне, что видно из статистики издательства Springer и наукометрической базы Scopus. В этой связи TIPG представляет собой успешную попытку найти баланс между полной национализацией науки и необходимостью международного сотрудничества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что БРИКС является объединением стран с развивающейся экономикой. На современном этапе считается наиболее обсуждаемым объединением в связи с его расширением, что говорит о грядущих изменениях в контексте международных отношений. Предлагаемая публикация содержит результаты исследования процесса расширения БРИКС в последние годы и характеристике развития ситуации на мировой арене. Авторы ставят перед собой задачу исследования проблемы двойственности восприятия данного объединения в будущем, его значимости и роли на мировой арене, которая на сегодняшний момент является дискуссионной и неоднозначной. Необходимо выявить, за счет каких факторов данная двойственность может быть устранена в пользу более позитивной оценки. В статье изложены результаты исследования причин и условий присоединения новых участников, возможностей для увеличения взаимодействия и интеграции стран БРИКС в будущем в рамках объединения на основе реализации основных принципов альянса (равноправие, взаимопомощь и инклюзивность) и усиления влияния объединения в мире. В правовых, экономических и политических аспектах рассматриваются особенности и перспективы организации и стран-участниц, потенциал которых имеет перспективы. Авторы приходят к выводу, что обновленное объединение БРИКС (2024 г.), в состав которого вошли четыре новые страны (Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия), имеет возможность стать ведущим актором в современном мире.
В последние годы развивающаяся динамика отношений между Европейским союзом и Латинской Америкой приобрела важное значение в академических исследованиях. Предлагаемое исследование анализирует развитие отношений между Европейским союзом и Латинской Америкой через призму недавнего саммита ЕС-СЕЛАК, состоявшегося летом 2023 г., подчеркивая возобновление взаимодействия после длительного восьмилетнего перерыва. В исследовании акцентируется внимание на стратегической значимости Латинской Америки как источника природных ресурсов и объекта геополитических интересов мировых держав, включая Китай и США. Основная цель данного исследования – характеристика многогранности отношений ЕС и Латинской Америки, а также определение ключевых общих и различающихся элементов в восприятии этого диалога исследователями из разных стран. Исследование опирается на научные статьи и доклады ученых, показывая разнообразие международных оценок на экономическую и политическую сферы сотрудничества между регионами. В исследовании приведено сравнение взглядов ученых из разных стран на сотрудничество ЕС и Латинской Америки. Сравнение сосредоточено на еще не ратифицированном соглашении ЕСМЕРКОСУР, на специфике торговли между регионами, на происходящих резонирующих геополитических событиях, таких как российско-украинский конфликт. Результаты исследования демонстрируют региональные различия в оценках геополитических событий и подходов к международной политике, выявляя как общую потребность в быстрой ратификации Соглашения ЕС–МЕРКОСУР, так и озабоченность по поводу торговой асимметрии. Российские ученые акцентируют внимание на военном аспекте влияния США, латиноамериканские коллеги указывают на злоупотребление ЕС снисходительной интонацией в коммуникации с Латинской Америкой и настаивают на равноправии в диалоге, исследователи из европейских стран сосредотачивают внимание на мягкой силе ЕС в виде положительного восприятия имиджа ЕС в Латинской Америке. Исследование подчеркивает необходимость учета региональных перспектив для формирования эффективной международной политики в условиях глобализации. В результате исследования среди взглядов ученых выявлены общие черты (такие, как признание необходимости быстрой ратификации Соглашения ЕС–МЕРКОСУР в условиях глобальной конкуренции, особенно со стороны США и Китая, и озабоченность по поводу торговой асимметрии, ставящей в невыгодное положение Латинскую Америку) и различия (восприятие регионами глобальных геополитических событий на примере российскоукраинского конфликта, важность для латиноамериканских исследователей равноправного диалога между ЕС и Латинской Америкой). Исследование сотрудничества ЕС и Латинской Америки иллюстрирует не только динамику самого сотрудничества, но и показывает современную расстановку сил среди крупных геополитических игроков в отношении Латинской Америки. Результаты исследования способствуют выстраиванию более точной стратегии взаимодействия с Латинской Америкой с учетом действий других геополитических игроков, а также более глубокому пониманию интересов смежных международных акторов.
С момента установления дипломатических отношений в 1975 году Китай вносит важный вклад в развитие Мозамбика. Инициатива «Пояс и путь» (BRI) и Форум по китайско-африканскому сотрудничеству (FOCAC) укрепили стратегическое сотрудничество и экономические связи между двумя странами в ряде областей, таких как инфраструктура, энергетика и сельское хозяйство. Важные инфраструктурные проекты и достижения в горнодобывающей и энергетической отраслях улучшили коммуникационные возможности Мозамбика и его способность экспортировать ресурсы. Однако это сотрудничество также сталкивается с трудностями, такими как проблемы с прозрачностью, управлением, культурными различиями и конкуренцией со стороны западных стран, которые не позволяют ему полностью раскрыть свой потенциал. В этой статье исследуется сложная связь между Китаем и Мозамбиком с акцентом на политические, экономические и исторические факторы, повлиявшие на их сотрудничество. Выводы подчеркивают, насколько важно адаптировать тактику сотрудничества, чтобы решить проблемы в китайско-мозамбикском взаимодействии, обеспечить взаимную выгоду и способствовать устойчивому развитию. В статье также рассматриваются потенциальные области будущего сотрудничества, особенно в сфере цифровой трансформации и «зеленой» энергетики, и предлагаются идеи о том, как Мозамбик может воспользоваться опытом Китая и одновременно укрепить местные возможности. Будучи незаменимым игроком в сотрудничестве Юг-Юг, Мозамбик имеет потенциал для того, чтобы утвердиться в качестве одного из ключевых участников региональной стабильности и экономической интеграции путем участия в рамочных программах Глобального Юга. Сотрудничество между Китаем и Мозамбиком позволяет понять, как может измениться такое сотрудничество, чтобы удовлетворить растущие потребности развивающихся стран, и тем самым внести вклад в обсуждение международных отношений на Глобальном Юге.