Архив статей журнала
Вступление Китайской Народной Республики во Всемирную торговую организацию в 2001 году, способствовало ее быстрому экономическому росту. Примерно с этого времени обозначилась быстро набирающая силу тенденция к постепенному занятию Китаем лидирующих позиций по основным экономическим показателям в мире. В данной статье на основе анализа деловой и научной периодики, представленной специальными изданиями, включая электронные издания, сделаны обобщающие выводы относительно возможных путей развития межгосударственных экономических отношений в сегменте высоких технологий (микроэлектроника, технологии системы глобальной беспроводной связи, робототехника и т. п.) между Китаем и США в условиях взаимных санкционных ограничений. В качестве методов исследования были использованы: обобщение фактографических и статистических данных и наблюдений (в том числе рассмотренных в исторической ретроспективе) на основе построения инфографики и комментариев к ней с использованием методов структурного, математикостатистического и системного анализа, экономико-политологического анализа, включающего рассмотрение проблемы взаимоотношений между странами как на уровне критически значимых сфер хозяйственной жизни, так и на уровне межстрановых отношений. В качестве научного результата в статье представлен вывод о том, что в долгосрочной перспективе возможно значительное усиление экономической роли КНР на мировой арене, при одновременном ослаблении США, что, возможно, будет способствовать снижению всеобщего уровня политического и экономического сотрудничества в мире. Проводимая США политика санкционного давления на Китай, особенно на его высокотехнологические компании, такие как Huawei, направлена на вытеснение их с мирового IT-рынка. Эти действия вступают в противоречия с национальными интересами обеих стран. Рассмотренная ситуация показывает неоднозначность санкционной политики в условиях глобальной взаимообусловленности мировых экономик, даже в случае, если инициатором санкционных ограничений выступает такая мощная экономика как экономика США.
В статье предлагается рассмотреть результаты исследования роли Индо-Тихоокеанского региона (далее ИТР) в современной внешней политике Японии и проанализировать процесс развития и возможные векторы дальнейших изменений в японской внешнеполитической доктрине в регионе. Актуальность данной тематики обусловлена как заинтересованностью Российской Федерации в развитии отношении со странами Азии и ИТР, так и международными политическими процессами, происходящими в регионе и оказывающими влияние как внутри, так и вовне его. В основе исследования лежит системный подход, концепции неофункционализма и структурной взаимозависимости. В целях корректного прогнозирования потенциальных изменений в исследуемом объекте частично используется методология «foresight». Новизна исследования заключается во введении в научный оборот новых источников по тематикам, связанным с внешней политикой Японии, а также в определении векторов дальнейшего развития стратегии Японии в ИТР. В результате исследования выявлено, что концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» (англ. FOIP) является ключевым вектором внешней политики Японии, направленным на укрепление и расширение её влияния в регионе. Концепция представляет собой многосторонний внешнеполитический подход, который включает в себя развитие сотрудничества с различными странами и региональными организациями, укрепление торговых связей и культурного обмена, а также продвижение общих ценностей и стандартов. Направленная на создание зоны безопасности, стабильности и экономического процветания в ИТР, концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» отражает долгосрочную стратегию Японии по поддержанию регионального миропорядка, выгодного стране. Исследование показало, что FOIP опирается на использовании доступных инструментов внешней политики, таких как двусторонние и многосторонние соглашения, форумы и форматы диалога, а также минилатеральные соглашения с небольшим количеством региональных акторов в целях поиска взаимовыгодных решений для современных вызовов, в т. ч. в случаях, когда интересы государствпартнёров имеют значительные расхождения.