Архив статей журнала

Сотрудничество Европейского Союза и Латинской Америки в современный период (2024)
Выпуск: Том 27, выпуск 3 (2024)
Авторы: Нестерова Полина Андреевна

В последние годы развивающаяся динамика отношений между Европейским союзом и Латинской Америкой приобрела важное значение в академических исследованиях. Предлагаемое исследование анализирует развитие отношений между Европейским союзом и Латинской Америкой через призму недавнего саммита ЕС-СЕЛАК, состоявшегося летом 2023 г., подчеркивая возобновление взаимодействия после длительного восьмилетнего перерыва. В исследовании акцентируется внимание на стратегической значимости Латинской Америки как источника природных ресурсов и объекта геополитических интересов мировых держав, включая Китай и США. Основная цель данного исследования – характеристика многогранности отношений ЕС и Латинской Америки, а также определение ключевых общих и различающихся элементов в восприятии этого диалога исследователями из разных стран. Исследование опирается на научные статьи и доклады ученых, показывая разнообразие международных оценок на экономическую и политическую сферы сотрудничества между регионами. В исследовании приведено сравнение взглядов ученых из разных стран на сотрудничество ЕС и Латинской Америки. Сравнение сосредоточено на еще не ратифицированном соглашении ЕСМЕРКОСУР, на специфике торговли между регионами, на происходящих резонирующих геополитических событиях, таких как российско-украинский конфликт. Результаты исследования демонстрируют региональные различия в оценках геополитических событий и подходов к международной политике, выявляя как общую потребность в быстрой ратификации Соглашения ЕС–МЕРКОСУР, так и озабоченность по поводу торговой асимметрии. Российские ученые акцентируют внимание на военном аспекте влияния США, латиноамериканские коллеги указывают на злоупотребление ЕС снисходительной интонацией в коммуникации с Латинской Америкой и настаивают на равноправии в диалоге, исследователи из европейских стран сосредотачивают внимание на мягкой силе ЕС в виде положительного восприятия имиджа ЕС в Латинской Америке. Исследование подчеркивает необходимость учета региональных перспектив для формирования эффективной международной политики в условиях глобализации. В результате исследования среди взглядов ученых выявлены общие черты (такие, как признание необходимости быстрой ратификации Соглашения ЕС–МЕРКОСУР в условиях глобальной конкуренции, особенно со стороны США и Китая, и озабоченность по поводу торговой асимметрии, ставящей в невыгодное положение Латинскую Америку) и различия (восприятие регионами глобальных геополитических событий на примере российскоукраинского конфликта, важность для латиноамериканских исследователей равноправного диалога между ЕС и Латинской Америкой). Исследование сотрудничества ЕС и Латинской Америки иллюстрирует не только динамику самого сотрудничества, но и показывает современную расстановку сил среди крупных геополитических игроков в отношении Латинской Америки. Результаты исследования способствуют выстраиванию более точной стратегии взаимодействия с Латинской Америкой с учетом действий других геополитических игроков, а также более глубокому пониманию интересов смежных международных акторов.

Сохранить в закладках
Публичная дипломатия и национальный брендинг Российской Федерации (2025)
Выпуск: Том 28 Выпуск 1 (2025)
Авторы: Матвеевская Анна Сергеевна, Дьякова Софья Александровна

В условиях широкого распространение информации, меняется представление о современной дипломатии. Новым проявлением дипломатии вы ступает «публичная дипломатия». Россия создала расширенную инфраструктуру публичной дипломатии, которая проводится в разных странах. Под «публичной дипломатией» подразумевается политика по проведению «мягкой силы» и брэндинга. В «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 2016 г., излагается трактовка понятия о «мягкой силе». В ней говориться о популяризации русского языка и увеличения российского присутствия в глобальном культурном пространстве, делается особый акцент на российские СМИ, которые призваны доносить до мировой общественности объективную точку зрения России на международные процессы. «Концепция внешней политики Российской Федерации» от 31 марта 2023 г., выделяет три важных аспекта, касающихся национального брэндинга России. Во-первых, определяются стратегические цели внешней политики страны, формируется объективное восприятие России за рубежом и укрепление её позиций в мировом информационном и гуманитарном пространствах. Во-вторых, Россия намерена опираться на такие ресурсы, как русский язык, православная церковь, исконно исторические отношения с приграничными государствами, богатое научное и культурное российское наследие. В - третьих, констатируется факт проведения кампаний русофобии недружественными иностранными государствами, факт фальсификации истории и разжигание ненависти к России в мире. Свою особую роль российские власти видят в распространении за рубежом правдивой информации о роли и месте России в мировой истории и формировании справедливого миропорядка. Публичная дипломатия и национальный брэндинг выступают частью общего внешнеполитического вектора России.

Сохранить в закладках