Архив статей журнала
Настоящее исследование посвящено анализу новой вехи процессов регионализации Индо-Тихоокеанского региона. На основе Индо-Тихоокеанской стратегии Канады 2022 г. и соответствующих форм межрегионального сотрудничества обсуждаются новые перспективы закрепления стратегии сдерживания растущей военной и экономической мощи Китайский Народной Республики в Азии с учетом интересов стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, дается оценка последствий и вновь обозначенных рисков, в том числе, для Российской Федерации. Целью настоящего исследования является определение влияния включения Канады в процессы регионализации Индо-Тихоокеанского региона на региональные интеграционные процессы стран АСЕАН в 2020-е гг. Методологическая основа настоящего исследования основана на общенаучных методах (системный анализ, прогнозирование (методология ARIMA), контент-анализ документов), а также политологических методах, которые применяются в исследованиях международных отношений, посвященных региональным комплексам безопасности. В результате исследования определено, что Канада воспринимает АСЕАН как центр архитектуры региональной безопасности в ИТР, как следствие, Канада берет на себя новые обязательства в области безопасности перед АСЕАН (что приводит к еще большему росту военных расходов в регионе). Установлены благоприятные для регионального интеграционного развития Юго-Восточной Азии новые формы межрегионального сотрудничества АСЕАН и Канады. Получены следующие выводы: 1. Межрегиональное сотрудничество Канады и стран АСЕАН в ИТР может привести к снижению влияния некоторых рисков, возникших вследствие имплементации АСЕАН своего ИндоТихоокеанского видения 2019 г., в частности рисков роста диспропорции в уровне развития стран АСЕАН, а также размывания «асеаноцентричности» региональных институтов в Азии. Однако продолжающиеся закрепление во внешнеполитическом курсе стран концепции Индо-Пацифики приводит к углублению водораздела Азии на Запад и их союзников и КНР. 2. Уровень доверия в Азии продолжает сокращаться (рост военных расходов), расширяются географический контур Индо-Тихоокеанского региона (включение Канады) и региональная повестка по безопасности (появление в дискурсе вопросов Арктики), существуют перспективы расширения военных блоков (например, AUKUS-CAUKUS) – все это свидетельствует о возрастающей роли ИндоТихоокеанского региона во внешнеполитическом курсе стран Запада.
В статье предлагается рассмотреть результаты исследования роли Индо-Тихоокеанского региона (далее ИТР) в современной внешней политике Японии и проанализировать процесс развития и возможные векторы дальнейших изменений в японской внешнеполитической доктрине в регионе. Актуальность данной тематики обусловлена как заинтересованностью Российской Федерации в развитии отношении со странами Азии и ИТР, так и международными политическими процессами, происходящими в регионе и оказывающими влияние как внутри, так и вовне его. В основе исследования лежит системный подход, концепции неофункционализма и структурной взаимозависимости. В целях корректного прогнозирования потенциальных изменений в исследуемом объекте частично используется методология «foresight». Новизна исследования заключается во введении в научный оборот новых источников по тематикам, связанным с внешней политикой Японии, а также в определении векторов дальнейшего развития стратегии Японии в ИТР. В результате исследования выявлено, что концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» (англ. FOIP) является ключевым вектором внешней политики Японии, направленным на укрепление и расширение её влияния в регионе. Концепция представляет собой многосторонний внешнеполитический подход, который включает в себя развитие сотрудничества с различными странами и региональными организациями, укрепление торговых связей и культурного обмена, а также продвижение общих ценностей и стандартов. Направленная на создание зоны безопасности, стабильности и экономического процветания в ИТР, концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» отражает долгосрочную стратегию Японии по поддержанию регионального миропорядка, выгодного стране. Исследование показало, что FOIP опирается на использовании доступных инструментов внешней политики, таких как двусторонние и многосторонние соглашения, форумы и форматы диалога, а также минилатеральные соглашения с небольшим количеством региональных акторов в целях поиска взаимовыгодных решений для современных вызовов, в т. ч. в случаях, когда интересы государствпартнёров имеют значительные расхождения.