Архив статей журнала
В статье анализируется значение различных оснований введения режима особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В результате дается их классификация с выделением трех групп: а) которые можно применять непосредственно для введения режима особых условий в исправительных учреждениях; б) двухэтапные, т. е. которые реализуются только после введения режимов ограничительных мероприятий (карантина) или чрезвычайного положения; в) трехэтапные, т. е. как причины чрезвычайной ситуации, на основе которой может быть объявлено чрезвычайное положение как основание введения режима особых условий в исправительных учреждениях.
Среди общественно опасных деяний, относящихся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к преступлениям против мира и безопасности человечества, имеется статья 358, предусматривающая уголовную ответственность за такое преступление, как экоцид. Отнесение данного преступления к последней, ХХ главе Уголовного кодекса РФ, свидетельствует о существенной значимости подлежащих охране общественных отношений в указанной области. Однако в практической деятельности правоохранительными органами статья применения не нашла вследствие неоднозначной трактовки понятия и признаков объективной стороны экоцида и, соответственно, возникающих в связи с этим проблем правоприменения. Автор исследует наиболее важные теоретические вопросы объективной стороны данного преступления, отраженные в дефиниции понятия «экоцид».
В статье установлено, что уголовно-исполнительное законодательство недостаточно ориентировано на достижение целей введения чрезвычайного или военного положения. Выявлены недостатки законодательства, например не предусмотрены особенности исполнения большинства наказаний, кроме ограничения свободы и лишения свободы, ограничительные меры, относящиеся к режиму особых условий в исправительных учреждениях и т. д., При этом в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» и Федеральном конституционном законе «О военном положении» содержатся нормы, которые могут ограничивать правовое положение осужденных.
Статья посвящена концептуально-методологическим основам создания государственно-правовой модели антикоррупционной деятельности. Исходя из анализа доктринальной, законодательной, правоприменительной базы Республики Беларусь и Российской Федерации, выделяется стратегия и тактика борьбы в рамках единого антикоррупционного механизма. Именно антикоррупционное законодательство как новый циклический массив во многом определяет динамику государственно-правовой реальности. Система антикоррупционной безопасности на уровне личности, группы, государства способствует консолидации общества и сокращению социальной базы коррупции.