Архив статей журнала

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ЛИЦАМИ, СКЛОННЫМИ К СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: БАБУШКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Введение. Актуальность вопросов организации оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений, определяется тем, что появление новых форм и методов осуществления преступной деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ставит перед необходимостью пересмотра прежних и выработки новых подходов к вопросам использования потенциала оперативно-розыскной деятельности для сдерживания и контроля преступности.

Целью работы является формирование теоретических положений, расширяющих научные представления о формах осуществления органами внутренних дел оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, а также предложений по совершенствованию правовых основ данной деятельности. Методы. Методологическую основу работы составил диалектический метод познания явлений и процессов реальной действительности, предполагающий их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

При подготовке статьи также использовались общенаучные методы познания: теоретические (обобщение, системно-структурный, научная абстракция); формально-логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); эмпирические (сравнение, описание). Из частнонаучных методов познания применялись сравнительно-правовой, статистический, контент-анализ, формально-юридический.

Результаты. Автором определяются ключевые понятия в рассматриваемой сфере правоотношений (оперативно-розыскной контроль органов внутренних дел, специальное наблюдение, оперативно-профилактическое наблюдение), содержание и особенности которых раскрываются в тексте работы. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты организационно-тактических форм оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений. Акцентируется внимание на важности дифференциации объектов контроля в зависимости от их социально-правового статуса и степени потенциальной общественной опасности, поскольку это определяет применяемый инструментарий - объем привлекаемых сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Заключение. Автор приходит к выводу о необходимости формирования научно обоснованной теоретической модели в виде проекта Концепции развития системы оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, которая с учетом возникновения качественно новых видов криминальных угроз имеет существенное значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Сохранить в закладках
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙВ ХОДЕ ОТБОРА, ИЗУЧЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ (УЧЕБУ) В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: ВАЙЛЕ СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА, ДЕРЕВЯНКО ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА, ДЬЯЧЕНКО НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, ИЛЬИН АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Введение. Рассматриваются вопросы оптимизации установленного порядка отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел и/или учебу в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в современном социально-политическом контексте с учетом имеющихся кадровых проблем, специфики прохождения службы в органах внутренних дел и необходимости защиты личного состава от угроз со стороны организованной преступности и иных негативно настроенных по отношению к представителям власти лиц.

Методология. Аналитический характер работы предопределил использование таких методов, как анализ действующих нормативных правовых актов, в том числе и подзаконного характера, материалов практической деятельности органов внутренних дел. Использованы общенаучные и частнонаучные методы познания; применялся структурно-логический метод, а также методы аналогии, обобщения, синтеза. Выводы. Проведенный анализ позволил сформулировать комплекс конкретных предложений, нацеленных на воспрепятствование поступлению на службу в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели и представляющих угрозу собственной безопасности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Сохранить в закладках
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ РЫНКОМ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: АХМЕДОВ ТИМУР ЧИНГИЗОВИЧ, Литвиненко Александр Николаевич

Введение. Актуальность проблемы противодействия преступлениям, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, определяется тем, что данная противоправная деятельность наносит ущерб и финансовому рынку страны, и ее экономической безопасности. Низкие показатели выявления и пресечения таких преступлений актуализируют тему анализа полномочий регуляторных органов и органов внутренних дел, а также оценки сложности межведомственного взаимодействия и неэффективности методических разработок, направленных на противодействие преступлениям в сфере финансовых рынков. Эти обстоятельства диктуют необходимость углубленного изучения анализируемой сферы, что позволит скорректировать практику противодействия.

Методы. На основе статистики Банка России анализируются данные о результатах деятельности по выявлению преступлений, связанных с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, за период действия Федерального закона от 27 июня 2010 г. № 224-ФЗ.

Результаты. На основе анализа эмпирического материала произведен обзор подходов к государственному регулированию противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Обосновано деструктивное влияние неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком на экономическую безопасность. Показано, что такие действия наносят значительный урон стабильности и привлекательности финансовых рынков, способствуя их криминализации и теневизации. Выявлено несоответствие между широтой распространения таких практик и низкой эффективностью организационно-правового регулирования и методического обеспечения борьбы с ними.

Обсуждение и заключение. Определены и систематизированы проблемные и перспективные вопросы деятельности по противодействию преступлениям, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком. В числе предложенных мер повышения эффективности системы противодействия - разработка специализированных методик анализа и углубление взаимодействия между регуляторными органами и органами внутренних дел.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА"БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД", ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: ПРОЛЕТЕНКОВА С. Е.

Введение. Рассматриваются предпосылки создания, этапы формирования, правовые и организационные основы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». На основании имеющихся нормативных источников, а также эмпирических данных, полученных из территориальных органов внутренних дел, формулируются и анализируются проблемы функционирования правоохранительного сегмента комплекса, а также вносятся предложения, направленные на совершенствование деятельности органов государственной власти и органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.

Методологическая основа. Исследование проведено с использованием таких методов, как формально-юридический, анализ, системный подход, статистический, экспертных оценок и другие. Проведено комплексное изучение основных нормативных актов и материалов правоприменительной практики по теме исследования, а также имеющихся статистических данных. Системный подход позволил выделить основные направления дальнейшего совершенствования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Цель исследования: выявить современное состояние и проблемы функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и отдельных его структурных элементов, а также влияние правоохранительного сегмента комплекса на результативность деятельности органов внутренних дел.

Выводы. На основе анализа текущего состояния нормативного правового регулирования и показателей эффективности практического применения органами внутренних дел технических и программных средств комплекса автор приходит к выводу о необходимости принятия ряда дополнительных нормативных правовых актов и мер организационного характера, направленных на повышение эффективности в рассматриваемой сфере.

Сохранить в закладках
ВЕДОМСТВЕННАЯ НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ЛИЦАМИ, СКЛОННЫМИК СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: БАБУШКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Целью работы является формулирование предложений по совершенствованию ведомственной нормативной основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по контролю за лицами, склонными к совершению преступлений.

Во введении отмечается, что проведение специальной военной операции и связанное с этим осложнение криминогенной обстановки под воздействием внешних и внутренних деструктивных сил требуют выработки новых подходов в отношении упреждающего воздействия на криминальные вызовы и угрозы. В частности, в данном контексте указывается на необходимость адекватного реагирования со стороны органов внутренних дел на деятельность физических и юридических лиц, выполняющих функции иностранного агента, которые, как показала практика, также могут оказывать серьезное дестабилизирующее воздействие на общественно-политическую обстановку в стране.

В основной части анализируется ведомственная нормативная база (ее открытый сегмент) деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и оказанию индивидуального профилактического воздействия на лиц, находящихся в «группе риска», в первую очередь состоящих под административным надзором. Автор акцентирует внимание на необходимости расширения компетенции оперативных подразделений полиции в части осуществления оперативно-розыскного контроля за лицами, состоящими на оперативном и профилактическом учетах. Отдельно подчеркивается важность правильного определения критериев оценки деятельности оперативных подразделений по данному направлению, которые должны способствовать повышению эффективности этой работы.

В заключительной части автором изложены конкретные предложения по изменению и дополнению ведомственных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, регламентирующих деятельность оперативных подразделений полиции по предупреждению и профилактике преступлений.

Сохранить в закладках
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: ВАСИЛЬЕВ ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ

Ведение. Посвящена проблемным вопросам, возникающим в процессе выявления и раскрытия преступлений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Обозначены актуальные для оперативных подразделений органов внутренних дел вопросы нормативно-правового обеспечения и организации оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

Методология. Проведен анализ оперативной обстановки в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и результатов работы оперативных подразделений органов внутренних дел. Рассмотрены рекомендации Верховного Суда Российской Федерации, связанные с темой исследования.

Результаты. Установлены особенности криминализации экономических отношений, показано развитие теневых процессов в стране. Вносятся предложения по повышению эффективности работы оперативных подразделений органов внутренних дел, направленные на эффективное предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений силами, средствами и методами оперативно-розыскной деятельности.

Практическая значимость. Отражена актуальная информация о результатах работы органов внутренних дел в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также итоги изучения решений Верховного Суда Российской Федерации.

Выводы. Изложенные в данной статье методические рекомендации по противодействию терроризму со стороны органов внутренних дел, его финансированию и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, могут повысить результативность данной деятельности, в частности с применением специальных сил, средств и методов работы оперативных подразделений.

Сохранить в закладках
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СУБЪЕКТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Миронов Александр Михайлович

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности взаимодействия и использования имеющихся ресурсов всех сил и средств, участвующих в раскрытии преступления и задействованных в поиске без вести пропавших лиц, в том числе несовершеннолетних, что в целом качественно скажется на осуществлении указанного процесса.

Результаты. На основе анализа существующих доктринальных подходов к пониманию взаимодействия в сфере расследования и раскрытия преступлений сформулировано определение понятия «взаимодействие».

Рассмотрена деятельность дежурных частей органов внутренних дел по организации в процессе раскрытия преступления совместных действий с субъектами, находящимися в единой системе подчинения данному подразделению, а также не входящими в нее, представляющими разные ведомства и организации, имеющими свойственную им специфичность и индивидуальную направленность выполняемых задач. Приведена нормативно-правовая база взаимодействия дежурных частей органов внутренних дел с Федеральной службой безопасности, Федеральной службой исполнения наказаний, а также общественными организациями. Сделан акцент на организации взаимодействия с добровольческими поисковыми отрядами. На основе примеров из личной практики автора доказывается организующая роль оперативных дежурных дежурной части. Предлагается ряд теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности взаимодействия дежурных частей органов внутренних дел и общественных организаций, в частности добровольческих поисковых отрядов, при осуществлении розыска без вести пропавших несовершеннолетних.

Делается вывод, что в структуре органов внутренних дел с ролью управления и координации деятельности в целях обеспечения общей эффективности взаимодействия в процессе раскрытия преступления справится дежурная часть органов внутренних дел, которая по своей сути является круглосуточно функционирующим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия всех служб по раскрытию и расследованию преступлений при минимальных затратах времени.

Сохранить в закладках