Архив статей журнала
Введение. Государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ демонстрирует как опасность указанных деяний, так и нацеленность государства на нулевую терпимость к подобного рода деяниям. Научная обоснованность размеров подконтрольных веществ, являющихся основным критерием разграничения административной и уголовной ответственности, занимает важное место в достижении поставленных целей.
Цель исследования. Рассмотреть генезис размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей административно-деликтного законодательства в правовых и рекомендательных актах Российской Федерации и других государств - участников СНГ. Определить соответствие действующих в настоящее время в Российской Федерации размеров наркотических средств и психотропных веществ правоприменительным потребностям в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Эмпирическую основу составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации и других государств - участников СНГ, акты судебного толкования законодательства, информационно-аналитические материалы.
Методологической основой исследования выступают общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, такие как: метод анализа и синтеза, функциональный, исторический и формально-юридический методы, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.
Выводы. Основываясь на исследовании правовых и рекомендательных актов Российской Федерации и других государств - участников СНГ, автор приходит к выводу о состоятельности и правовой целесообразности закрепленных в российском законодательстве размеров наркотических средств и психотропных веществ. В качестве негативного опыта отмечено установление указанных размеров документом, не имеющим юридической силы и абсолютными показателями, приравненными к средней разовой дозе наркотических средств и психотропных веществ.
Введение. Рассматриваются предпосылки создания, этапы формирования, правовые и организационные основы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». На основании имеющихся нормативных источников, а также эмпирических данных, полученных из территориальных органов внутренних дел, формулируются и анализируются проблемы функционирования правоохранительного сегмента комплекса, а также вносятся предложения, направленные на совершенствование деятельности органов государственной власти и органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.
Методологическая основа. Исследование проведено с использованием таких методов, как формально-юридический, анализ, системный подход, статистический, экспертных оценок и другие. Проведено комплексное изучение основных нормативных актов и материалов правоприменительной практики по теме исследования, а также имеющихся статистических данных. Системный подход позволил выделить основные направления дальнейшего совершенствования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Цель исследования: выявить современное состояние и проблемы функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и отдельных его структурных элементов, а также влияние правоохранительного сегмента комплекса на результативность деятельности органов внутренних дел.
Выводы. На основе анализа текущего состояния нормативного правового регулирования и показателей эффективности практического применения органами внутренних дел технических и программных средств комплекса автор приходит к выводу о необходимости принятия ряда дополнительных нормативных правовых актов и мер организационного характера, направленных на повышение эффективности в рассматриваемой сфере.
Целью работы является анализ правовых концептов Основного закона Российской Федерации в контексте обеспечения общественной безопасности современной России и формулировка на этой основе предложений по совершенствованию организационно-правового механизма деятельности публичной власти в исследуемой сфере.
Во введении на основе анализа новой редакции Конституции Российской Федерации автор отмечает, что существенной новацией стало закрепление положений, прописывающих правовой феномен - публичную власть, в систему которой входят федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления, при этом именно народовластие, институты гражданского общества являются фундаментальным, системообразующим элементом и образуют вкупе с вышеперечисленными органами систему публичной власти. Под публичным администрированием автор предлагает понимать деятельность публичной администрации по защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, оказанию публичных услуг по запросам граждан, реализации государственной социально ориентированной политики, а также задач и функций государства в социально-экономической, общественно-политической, духовно-нравственной и иных сферах жизнедеятельности общества.
В основной части на основе анализа нормативной правовой базы, а также практики деятельности публичной власти в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и иными общественными организациями правоохранительной направленности в исследуемой сфере автор обращает внимание на существенную новацию Основного закона Российской Федерации в новой редакции, которая развивает положения волонтерского движения и поднимет его на новый, более высокий качественный уровень. При этом согласно действующему законодательству в сфере обеспечения безопасности институты гражданского общества, волонтеры, общественные организации правоохранительной направленности входят в систему субъектов обеcпечения безопасности и в тесном взаимодействии с правоохранительными органами осуществляют охрану прав и свобод человека и гражданина, оказывают содействие органам полиции в охране общественного порядка и обеспечении безопасности суверенной России.
Заключительная часть обусловлена необходимостью определения проблем, препятствующих комплексному развитию гражданского участия (в том числе волонтеров) в обеспечении общественной безопасности, а также механизма их решения; формируются выводы и предложения, направленные на совершенствование организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности современной России, при этом автор отмечает, что создание теоретических основ участия институтов гражданского общества, волонтерских организаций в негосударственной системе обеспечения общественной безопасности современной России будет способствовать преодолению неопределенности в правовом регулировании форм и механизма гражданского участия в реализации этой публичной функции.
Введение. Подвергнута анализу существующая проблема производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Побои как административное правонарушение представляется в форме телесных повреждений, не повлекших вреда здоровью и не содержащих признаков составов преступлений. Поскольку розыск подозреваемого или обвиняемого предусмотрен только в рамках уголовно-правовой нормы и регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, предложено внесение в административное законодательство нового положения - «объявление в административный розыск».
Доказывается необходимость внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации с целью качественной деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях.
Сделан вывод о том, что административное законодательство является одним из важнейших регуляторов в сфере государственного управления, поэтому требует постоянного совершенствования с учетом общественных интересов.
Рассматриваются эффективность, а также критерии правомерности применения сотрудниками полиции административно-правовых мер пресечения в процессе выявления, предотвращения противоправных и общественно опасных деяний в семейно-бытовой сфере. Приводятся доводы о необходимости стандартизации процедуры пресечения правонарушений в рассматриваемой сфере исходя из типовой ситуации, в которой совершается противоправное деяние.
Опираясь на действующее административное законодательство, автор указывает на специфику выбора мер полицейского реагирования (пресечения) в семейно-бытовой сфере, а также на необходимость и целесообразность их применения в зависимости от уровня общественной опасности совершаемого деяния, намерений правонарушителя, пола, возраста и места происшествия.
Автор выделяет типовые ситуации совершения правонарушений в рассматриваемой сфере общественных отношений, однако подчеркивает динамичность и непредсказуемость развития ситуации от простого словесного семейно-бытового конфликта до совершения насильственного преступления и соответственно вариативность применения мер пресечения.
Действия должностных лиц полиции, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями, пресекающих правонарушения, должны в полной мере соответствовать создавшейся обстановке, характеру и степени опасности действий правонарушителя. При этом правомерность действий складывается из знания цели, оснований применения меры пресечения, а также порядка ее реализации.