Архив статей журнала
Исследование проведено в рамках актуальной задачи оценки влияния факторов внешней и внутренней среды на развитие человеческого капитала организации и снижение уровня выгорания сотрудников через призму формирования и реализации корпоративной программы well-being. Целью работы является разработка метода оценки возможной степени отклонения от моделируемого продвижения по достижению целевых значений ключевых показателей эффективности сотрудников организации на основе формирования оптимальной структуры распределения инвестиций в направления программы well-being. В статье проверяется гипотеза о возможности построения инструмента, позволяющего оценивать возможные степени отклонения достигаемых показателей эффективности сотрудников от прогнозируемых по оптимизационной модели, и ранжировать по силе влияния на эти отклонения риски внутренней и внешней среды. Предложенный метод состоит из имитационной модели на основе метода Монте-Карло и алгоритма количественного определения рисков. Алгоритм включает три этапа: генерация реализаций параметров оптимизационной модели, рассматриваемых как случайные величины; построение выборки значений результирующих показателей: оптимальная структура инвестиций в направления программы well-being, интегральный показатель эффективности организации; вычисление по полученной выборке рисков недостижения целевых значений ключевых показателей эффективности сотрудников. В апробации метода рассмотрены неопределенности значений параметров четырех типов: коэффициенты эконометрических зависимостей каналов влияния; границы интервалов постоянности градиента кусочно-линейных функций; границы категорий интегральных показателей; ограничения сверху суммарного объема инвестиций по направлениям. Апробация показала, что наибольшим влиянием на величину рисков недостижения ключевых показателей эффективности сотрудников обладают неопределенности эконометрических зависимостей и границ категорий. С практической точки зрения предложенный инструмент позволит оценивать влияние различных факторов внешней и внутренней среды на продвижение по достижению ключевых показателей эффективности сотрудников за счет развития компетентности сотрудников и снижения их выгорания, происходящее в результате реализации корпоративной программы well-being. На основе оценки данного влияния можно осуществлять выбор мероприятий, которые позволят нивелировать имеющиеся риски.
Исследование проведено в рамках актуальной задачи изучения факторов развития человеческого капитала организации, оказывающих прямое или косвенное влияние на производительность труда сотрудников. Набор таких факторов включает показатели уровня развития компетенций и степени выгорания индивидуума. Целью работы является разработка экономико-математического инструментария, количественно описывающего влияние значений компетенций сотрудника на его ключевые показатели эффективности (KPI) с учетом уровня выгорания, определяемого значениями лояльности, вовлеченности, удовлетворенности. Проверяется гипотеза о возможности построения инструмента, позволяющего на основе нечеткой классификации сотрудников по уровню развития компетенций построить для каждой категории функциональные зависимости KPI от показателей выгорания. В качестве исходных данных использованы результаты самооценки компетенций и выгорания сотрудников, в основном работающих по направлениям IT и HR в семи крупных российских компаниях, откалиброванные непосредственными руководителями респондентов, и фактические значения их KPI. В работе предложен подход, включающий в себя два этапа. На первом шаге строится нечеткая модель, позволяющая на основе взвешенного интегрального показателя развития компетенций с оптимальными весовыми коэффициентами разделить область значений интегрального показателя на неравномерные по размеру категории, с помощью которых можно прогнозировать достижение KPI. На втором шаге для объяснения разброса значений KPI сотрудников, принадлежащих в нечеткой постановке отдельным категориям компетентности, около ожидаемого значения KPI взвешенным методом наименьших квадратов построена эконометрическая модель зависимости KPI от показателей выгорания сотрудников. Предложенный инструмент позволит прогнозировать достижения KPI сотрудниками в зависимости от входных значений компетенций и уровня выгорания. В дальнейшем это позволит формировать оптимальный портфель мероприятий программы well-being, которые будут оказывать влияние на развитие компетенций сотрудников и снижать уровень их выгорания, а следовательно, способствовать максимальному продвижению по достижению целевых значений KPI.
Рынок услуг, связанных со здоровьем, представляет собой один из важнейших рынков, поскольку ими пользуются все люди независимо от возраста, социально-экономического статуса и других факторов. Чтобы эффективно управлять как частной, так и государственной системой здравоохранения и своевременно расширять объем предоставляемых услуг, необходимо понимать характер спроса на здоровье в зависимости от развития общества и граждан. Данная статья посвящена эмпирической проверке одной из самых влиятельных моделей экономики здоровья - модели спроса на здоровье Майкла Гроссмана - посредством эконометрического моделирования. Мы использовали данные РМЭЗ НИУ ВШЭ (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ) за 2019 и 2020 годы. В статье тестируются гипотезы о том, что здоровье как товар носит двойственный характер, одновременно инвестиционный и потребительский; уровень образования и доход индивида влияют на спрос на здоровье, женщины заботятся о своем здоровье более ответственно, чем мужчины, связь возраста и спроса на здоровье имеет нелинейный характер, а скорость амортизации здоровья непостоянна в течение жизни человека. Мы пришли к выводу, что здоровье демонстрирует черты как потребительского, так и инвестиционного блага. Было обнаружено, что образование определяет спрос на здоровье как инвестиционный товар, тогда как доход, наоборот, влияет на спрос на здоровье только в рамках потребительской трактовки этого конструкта, но не в рамках инвестиционной. Исследование показало, что люди с низким доходом, как правило, активнее потребляют медицинские услуги, проводя больше времени в больницах. Можно предположить, что спрос на медицинские услуги возрастет в период экономического кризиса, сокращения рабочих мест, инфляции, падения реальных доходов населения. Результаты исследования могут помочь спрогнозировать спрос и потребление медицинских услуг, а также облегчить принятие решений в системе здравоохранения России в будущем.