Архив статей журнала
В представленной статье рассматриваются преступления против военной службы, предусмотренные российским уголовным законодательством, а также поощрительные нормы, применяемые к виновным в совершении военных преступлений. Особое внимание отводится определению понятий «военная служба» и «военнослужащий». Проводится анализ правовых актов, регламентирующих военную службу в России, на основании которых указывается, какие категории граждан относятся к военнослужащим. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (далее - РФ) «Вопросы прохождения военной службы» приводится перечень оснований начала военной службы граждан. Согласно Указу Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации» в РФ была объявлена частичная мобилизация, в рамках которой начался призыв граждан на военную службу в Вооруженные Силы РФ. В связи с этим в статье определяется статус лиц, призванных на военную службу по мобилизации, с какого момента они являются военнослужащими и могут выступать субъектом преступлений гл. 33 УК РФ. Уделено внимание новому составу преступления «Добровольная сдача в плен» - ст. 352.1 УК РФ. В результате исследования выявлены проблемы нормативного определения таких понятий, как «добровольная сдача в плен», «беспомощное состояние военнослужащего», а также некоторые проблемные вопросы относительно имеющихся поощрительных норм в отношении военнослужащих. Сделаны обоснованные выводы по возможному совершенствованию уголовного законодательства, направленные на решение выявленных проблем, выдвинуты предложения по преобразованию норм об освобождении от уголовной ответственности военнослужащих за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 332, 352.1 УК РФ.
В статье анализируются история образования и результаты деятельности первой в истории российских войск правопорядка научной школы по педагогике «Воспитание и обучение военнослужащих; морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений» профессора Слепова В. Я. - участника Великой Отечественной войны, отмечающего в 2025 году вековой юбилей.
На основе исследованных архивных документов, нарративных источников и материалов открытой научной печати впервые выделяются этапы развития научной школы, предпосылки появления, роль личности основателя в ее становлении, а также преемственность поколений исследователей-педагогов в войсках правопорядка в контексте деятельности научной школы Слепова В. Я.
Делается акцент на достигнутых количественных и качественных показателях, позволивших научно-педагогическому коллективу под руководством профессора Слепова В. Я. претендовать на высокое звание научной школы.
На основе статистических данных делается вывод о масштабах влияния научной школы на развитие военной педагогики как части отечественной педагогической науки.