Архив статей журнала
Статья посвящена анализу идей городского планирования и архитектурно-градостроительных инноваций Н. А. Ладовского, целью которых провозглашалась организация общества. Предметом авторского исследования является взаимодействие между архитектурными концепциями и организационными принципами, разработанными А. А. Богдановым, а также их интеграция в широкую систему управления городами и воплощение в градостроительных проектах первой половины ХХ в. Методология работы основывается на теоретическом анализе и обобщении основ организационной науки А. А. Богданова, архивных материалов и проектов Н. А. Ладовского. Выделение и синтез основных идей архитектора позволяет восстановить картину восприятия новых на тот период подходов к планированию и архитектуре. Его психоаналитический метод планирования продемонстрировал, каким образом возможно интегрировать научно обоснованный метод организации в архитектурную практику, тем самым способствуя решению практических задач, связанных с проектированием жилой среды.
В статье на основе ряда работ А. А. Богданова проанализирован его подход к науке. Для систематизации в качестве концептуальной рамки выбраны актуальные контексты философии науки и теории познания. Показано, как системный и организационный подход философа раскрывается в исследовании данного круга проблем, включая основные аспекты понимания науки: как части культуры, специфически организованного вида деятельности и его результатов в форме знания и, наконец, коммуникативного и социального взаимодействия субъектов познания. При рассмотрении каждого аспекта науки характерным остаются обращенность к развитию и приращению способов и содержаний науки, связанность с реальными социальными и трудовыми практиками, ценностями, опосредованными особенностями каждого культурно-исторического или классового состояния общества. В работе продемонстрировано, что такой подход не только отражал интеллектуальные и научные тенденции начала XX в., но во многом остается актуальным и сегодня. Обращаясь к объективным методологическим вопросам приобретения, приращения и передачи знания, А. А. Богданов в качестве одного из ключевых факторов отмечает культурно-исторический и деятельностный аспекты, которые формируют единое понимание науки. Тем самым он обосновывает, что развитие науки и общества является взаимосвязанным процессом и что наука включена в систему общественных отношений.