Архив статей журнала
В статье рассматривается опыт Китая в применении фискальных контрактов для стимулирования экономического роста своих провинций и анализируется их потенциал для стимулирования регионального развития в России. С помощью агент-ориентированного моделирования, реализованного в цифровой среде NetLogo, рассматриваются различные фискальные схемы, их воздействие на налоговые доходы и бюджетные обязательства регионов. Несмотря на то, что сама модель носит имитационный характер, используемый в ней агент-ориентированный подход позволяет оценить влияние этих схем на налоговые доходы и бюджетные обязательства регионов. По результатам эмуляционных экспериментов выявляются оптимальные схемы для максимизации доходов региональных бюджетов, при этом поддерживая определенную долю доходов центрального бюджета в доходах консолидированного бюджета. Работа подчеркивает важность балансирования интересов центрального и региональных правительств и предлагает рекомендации для разработки фискальных стратегий в России, направленных на стимулирование экономического роста и устойчивого развития.
Статья лежит в русле исследований межбюджетных отношений в Китае между центральным правительством и провинциями в начальный период экономических реформ, их влияния на темпы экономического развития этой страны. В данной статье обсуждаются вопросы формализации стимулов, создаваемых китайскими фискальными контрактами на основе словесного описания механизма действия самих контрактов, имеющегося в зарубежных источниках. В наших исследованиях мы строим агентные компьютерные модели, в которых имитируется экономический рост страны под влиянием фискальных стимулов, создаваемых центральным правительством своим субнациональным правительствами (регионам, провинциям). Результат зависит от корректности формализации (описания математическими формулами) фискальных стимулов, а это, в свою очередь, зависит от адекватности понимания нами, исследователями, как субнациональное правительство «прочитывает» фискальный контракт, заключенный с центром, как субъективно воспринимает стимул развивать экономику своей территории, вытекающий из этого контракта. Обсуждению методологических трудностей этой формализации и посвящена эта статья на примере одного из шести видов фискальных контрактов, фактически применявшихся в Китае в ходе реформ начала 1980-х гг. Предлагается два понимания восприятия региональными властями этого стимула, и соответственно, две его формализации в целях компьютерного моделирования.