Архив статей журнала
В статье рассматриваются особенности социально-трудовых конфликтов. Актуальность урегулирования социально-трудовых конфликтов берёт своё начало из древности, но способы урегулирования данного типа конфликтов в каждую эпоху были разными. Со временем технологии урегулирования трудовых конфликтов совершенствовались, появлялись более рациональные и эффективные способы. В классическом варианте социально-трудовые конфликты урегулировались и разрешались с помощью судов. Однако сейчас большой популярностью пользуются альтернативные методы. Это дает возможность урегулировать конфликт более эффективно, быстро и с меньшими затратами для сторон. Ведь и сегодня в различных компаниях существует множество противоречий между сотрудниками и работодателями, которые требуют урегулирования. Как известно, конфликты в организации обладают своей спецификой. Во-первых, это связано с тем, что в трудовом коллективе происходит взаимодействие между индивидами различных возрастов, полов, уровней образования, мировоззренческих и ценностных взглядов. Во-вторых, существует иерархия отношений, строящаяся на основе вертикальных (подчинение-управление) и горизонтальных связях. И чем сложнее структура фирмы, тем выше конфликтный потенциал. Поэтому необходим метод, способный обеспечить равноправное и продуктивное взаимодействие между сотрудниками и руководителями. Одним из таких способов является медиация. Медиация уже давно и активно применяется в зарубежных странах для урегулирования возникающих противоречий. В нашей стране такой способ не так распространен и не очень активно используется, но с годами набирает все большую популярность. В свою очередь, это связано с тем, что с 27 июля 2010 года в нашей стране действует Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Наличие законодательной базы процедуры медиации способствует повышению доверия к данному способу, и позволяет избежать продолжительного и дорогостоящего судебного разбирательства. Это дает возможность для разгрузки судебной системы нашей страны и совершенствованию законодательной базы для разрешения различных типов конфликтов. Медиация, как способ урегулирования конфликтов, несомненно, имеет множество преимуществ, так как это достаточно гибкий процесс, стремящийся к достижению консенсуса между сторонами, с низкими затратами по сравнению с судебным процессом. Но здесь важным моментом также является обладание полными знаниями в области медиации и умение грамотно и эффективно использовать их, именно тогда данный способ будет действенным и давать положительный результат. Таким образом, медиация, как альтернативный способ для урегулирования конфликтов имеет большие перспективы для развития и совершенствования, с учетом требований среды, в которой он будет применяться. В особенности его необходимо совершенствовать и расширять в области трудовых конфликтов в нашей стране.
В статье рассматриваются переговоры в качестве эффективного инструмента для решения проблем профилактики социально-трудовых конфликтов. Наш мир никогда нельзя было представить без противоречий и конфликтов. Сначала это было обычное противостояние и борьба за пищу и жилье, потом противостояние за территории, власть, ресурсы - новые виды конфликтов появлялись по мере развития человеческих потребностей и технического прогресса. Сейчас общество представляет собой гигантский механизм, где у каждого есть свое место. Казалось бы, такая модель должна обеспечить бесперебойное, а самое главное бесконфликтное развитие человечества, однако современная общественная система - это «пороховая бочка», которая может «взорваться» от одного даже самого незначительного фактора. Конфликт - это неотъемлемый атрибут социально-трудовой деятельности человека, которая представляет собой совокупность целей, интересов и желаний, к которым стремятся различные субъекты социально-трудовых отношений. Но, как известно, социально-трудовые конфликты, как и любые другие виды конфликтов, очень редко разрешаются быстро и конструктивно, в связи с этим стороны конфликта часто прибегают к тому, чтобы сесть за стол переговоров, ведь, как известно, сотрудничество- главный ключ успеха, как внутри организации, так и за ее пределами. Также это связано с тем, что современный мир изменил поведение людей в конфликте. Сейчас права работников защищаются на совершенно разных уровнях, начиная с первичных профсоюзных организаций, заканчивая трудовыми инспекциями, а также судами и другими органами внутренних дел. Для организаций использование переговоров как технологии урегулирования трудовых конфликтов может помочь сэкономить самый главный ресурс, а именно время, а также сделает возможным извлечь материальную выгоду и сохранить дружную атмосферу в коллективе, урегулировав при этом все разногласия и разрешить всевозможные трудовые конфликты. Переговоры - это альтернативный механизм урегулирования социально-трудовых конфликтов.