Архив статей журнала
Проводимые изменения в сфере социально-экономических отношений в России в конце XX — начале XXI веков активизировали законотворческую деятельность, привели к увеличению количества принимаемых нормативных правовых актов, в том числе и в установлении уголовно-правовых регламентов. В этих условиях весьма актуальным является изучение конкретных законодательных решений, разрабатываемых в рамках современной уголовной политики.
Отметим при этом, что само понятие уголовной политики до сих пор составляет предмет многочисленных дискуссий в науках криминального цикла. Одни ученые понимают под ней разновидность государственной политики, вторые — систему мер, реализуемых в сфере противодействия преступности, третьи — тактику и стратегию в области борьбы с преступностью, четвертые — особый вид социальной деятельности.
Современные информационные технологии являются неотъемлемой и уже привычной частью нашей жизни. Мы наблюдаем, как все активнее заявляет о себе искусственный интеллект, который вполне успешно имитирует когнитивные функции человека, заменяет его в анализе сложных задач и принимает самостоятельные решения. Тема искусственного интеллекта в настоящее время является одной из самых обсуждаемых, что вполне объяснимо: новые технологии вошли в нашу жизнь, они развиваются, меняют ее. Они неизбежно корректируют и образ права, и характер правоприменения. И с этим обстоятельством нужно считаться и его необходимо изучать.
Обеспечение справедливости является важнейшей задачей любого демократического государства. Данное утверждение реализовано в российском законодательстве следующим образом: «Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. К традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся <…> приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость». Справедливость также является одним из принципов формирования «… эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи». То есть мы видим, что она отражается сразу в нескольких смыслах: как цель, ценность, принцип.
Размышления, содержащиеся в данной статье, находят свою отправную фундаментальную основу в работах выдающегося кенигсбергского мыслителя И. Канта в части становления вопроса о естественных правах человека как нравственных началах. Предложенная им характеристика права положительного (статутного) и негативного (естественного) определяет за последним приоритетное поведенческое — начало формирования личности. Основанием выдвинутого мыслителем тезиса послужило то, что негативное право представляется как сложный социальный процесс раскрытия в человеке моральных предписаний, способствующих обретению человеческой сущности.