Архив статей журнала
Кант в своей научно-педагогической деятельности работал над составлением лекций по педагогике, которые были собраны и обобщены его учеником Ф. Т. Ринком. В работах Кант поставил один из ключевых вопросов философии и педагогики: «В чем заключено назначение человека как родового существа?». В 1798 году в сочинении «Антропология с прагматической точки зрения» философ говорил о необходимости человека стремиться к совершенству как к достижению своего назначения, а главным средством совершенствования человека он считал воспитание, осуществляемое с помощью пропорционального развития его природных способностей. Воспитание, по Канту, есть искусство, наряду с искусством управлять, и является труднейшей задачей человека.
После религиозных войн в Европе XVI и XVII веков континентальная наука переживает эксплицитное развитие, отражающееся в различных сферах человеческой деятельности. От века географических открытий до Первой мировой войны европейская наука окончательно утратила путеводную нить, соединявшую когда-то трансцендентное и имманентное. Формальная философия от его ярких представителей Античности Р. Декарта и Г. Лейбница автономизировалась до рационального логистического формализма. Логистика формализма ятромеханики рассматривалась в материи, где если и проявляется божественное, то только через Бога как великого часовщика.
Размышления, содержащиеся в данной статье, находят свою отправную фундаментальную основу в работах выдающегося кенигсбергского мыслителя И. Канта в части становления вопроса о естественных правах человека как нравственных началах. Предложенная им характеристика права положительного (статутного) и негативного (естественного) определяет за последним приоритетное поведенческое — начало формирования личности. Основанием выдвинутого мыслителем тезиса послужило то, что негативное право представляется как сложный социальный процесс раскрытия в человеке моральных предписаний, способствующих обретению человеческой сущности.
Сегодня в условиях смены мировоззрения в глобальном масштабе происходит переосмысление социального существования и функционирования человека в обществе. По-другому оцениваются актуальная и потенциальная реализации субъектности, субъект как таковой, что напрямую влияет на правовую сферу.
Еще Сократ видел в познании самого себя суть философского анализа. В дальнейшем философская мысль постоянно обращалась к пониманию субъективности бытия и ее природы. Но было ли это познание какого-то отдельного человека? Конечно нет. Для философского анализа требуется субъект как отражение бытия вообще. Но бытие слишком широкое понятие, необходимо было выделить основополагающую суть бытия человеческого. Животные связаны напрямую и детерминированы бытием природы, где существует достаточно жесткая, объективная детерминация. Человеческое мироустройство — более сложное для однозначного понимания бытия образование. Детерминация в нем не имеет безусловной силы и направленности, а носит статистический и вероятностный характер.
И. Кант является мыслителем, чье идейное наследие о человеке и праве, праве и морали, правовом государстве и правовом сознании, конституции и конституционализме и т. п. активно используются в зависимости от контекста, конъюнктуры, цивилизационной идентичности и ситуативной интерпретации людьми самых разных взглядов (принимая, что кантовские «философские идеи и государственно-правовые воззрения сложно анализировать ввиду бесчисленного количества ответвлений его концепции. Государственно-правовые взгляды мыслителя рассеяны в его многочисленных трудах, посвященных этике, эстетике и философии).
Философская концепция Канта в области права представляет собой стройную и в то же время в определенной степени противоречивую систему. В основе концепции права И. Канта находится идея о том, что законы должны быть основаны на рациональности и моральном долге, а не на личной выгоде или последствиях. В какой-то степени кантовская теория права есть лишь приложение к его моральной теории, изложенной в «Критике чистого разума», о чем, в частности, пишет И. Г. Фихте.
Назначением полиции Российской Федерации является не только защита конституционно обусловленных прав, свобод, законных интересов физических лиц, находящихся на территории страны, а также противодействие различного рода преступно-деятельностной активности и охрана общественного порядка, равно как и принятие исчерпывающих усилий по обеспечению общественной безопасности. На это прямо указывает часть 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Данное предназначение органов внутренних дел (далее — ОВД) и их сотрудников более подробно законодатель конкретизирует при оформлении и соответствующем законодательном закреплении тех базовых направлений, по которым полиция реализует свою профессиональную, прежде всего правоохранительную, деятельность.