Архив статей журнала

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ БИЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ (РУССКАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Никитенко Екатерина Андреевна

Данная статья посвящена вопросу разработки учебника русского языка для детей наших соотечественников за рубежом, обучающихся в русской школе. Создание такого учебника обусловлено необходимостью сохранения русскоязычного пространства в странах проживания наших соотечественников, особенно в складывающихся сегодня социокультурных и политических условиях, а также потребностями методической теории, в которой учебник русского языка не был предметом изучения. Автор раскрывает особенности методической организации культуроведческого содержания искомого учебника посредством выделения его основных компонентов и способов его представления с учетом специфики межкультурного языкового образования в начальной школе.

Сохранить в закладках
ПОНЯТИЕ "УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ" В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Николаева Т. Н.

В современном образовании чтению отводится ведущая роль как первостепенному условию формирования читательской грамотности учащихся. Учебная литература, будучи одним из важнейших элементов в дидактической системе средств обучения, вмещает в себя большое количество разнообразных печатных и электронных изданий, среди которых ведущая роль принадлежит учебнику. Парадигмальное изменение представлений об учебнике, связанное с научными достижениями конца XX - начала XXI в., а также цифровизация образовательной среды привели к смещению заложенных в нем компонентов. В научных источниках и справочной литературе понятия «учебный текст», «учебник», «учебная книга», «учебное издание» переплетаются, составляя единый семантический кластер «учебный текст»: «учебник», «учебная книга», «учебное издание». Статья посвящена анализу этого терминокластера. На основе изучения научных источников, справочной литературы уточняется содержание перечисленных понятий, выявляются подходы к их трактовке с последующим обобщением.

Сохранить в закладках
ПУТЬ ФИЗИКА-МЕТОДИСТА. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА СОКОЛОВА (2024)
Выпуск: № 5 (2024)
Авторы: Бражников Михаил Александрович

Приведены результаты исследования биографии и методического наследия профессора И. И. Соколова. Жизненный путь одного из основателей кафедры теории и методики обучения физике МПГУ, прошедшего через две революции и непростые тридцатые годы ХХ в., рассмотрен под углом зрения воспитания ценностей и традиций у будущих учителей физики. Показана роль разнообразия впечатлений детства, а также традиций семьи, увлечений и занятий юности в формировании профессиональных черт учителя. В работе широко представлены фотографии из личного архива Соколова и фотографии эпохи, позволившие визуализировать основные этапы биографии и рассмотреть становление личности ученого на фоне истории страны. Выявлены черты учебника физики Соколова для средней школы, переизданного в XXI в., представляющие интерес для современной методики. Проанализирован вклад ученого в становление методики физики как науки.

Сохранить в закладках
ОПЫТ АНАЛИЗА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УЧЕБНИКЕ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВОВ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 6 (2024)
Авторы: Никитина Любовь Андреевна

В подготовке будущего учителя актуальными являются не только знания о содержании предметного обучения, но и владение способами и средствами анализа методического сопровождения учебника в организации его изучения с детьми. Умение «читать» учебник предполагает со стороны учителя извлечение информации о предмете («что предстоит изучить?»), способов методического оснащения («как организовать изучение?»), возможностей вовлечения детей в процесс учения («как построить взаимодействие?»). Тем самым будущие педагоги учатся строить диалог с учебником, отвечая на основные вопросы методики: «чему?», «зачем?», «как?» и «почему?». Особую значимость приобретает в этом случае изучение методического сопровождения учебников по литературному чтению, поскольку на уроке предстоит организовывать не только чтение произведения, но и вовлечение детей в диалог. Анализ методического сопровождения в учебнике становится образовательным средством, когда будущие педагоги не просто «считывают» учебно-методический материал, а сами пробуют выполнить задания за детей, обосновывая при этом их назначение и форму представления, в процессе чего открывают методические приемы организации диалога. В этом отношении анализ учебного пособия М. П. Воюшиной «Литературное чтение» учебно-методического комплекта «Школа диалога» позволил вовлечь будущих учителей в открытие и изучение специфики методической организации диалогового обучения.

Сохранить в закладках