Архив статей журнала

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТОВОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ») (2025)
Выпуск: № 1-1 (2025)
Авторы: Беккер Наталья Алексеевна

В последние годы возрастает интерес к роли образования в содействии духовно-нравственному росту обучающихся. В связи с этим организация духовно-нравственного воспитания будущих граждан России невозможна без приобщения их к культуре, традициям, без формирования системы ценностей и уважительного отношения к окружающим людям. Данная статья посвящена анализу учебников русского языка для 2-4-го классов с точки зрения подхода к духовно-нравственному воспитанию обучающихся в этих материалах. В частности, исследуется, как учебники русского языка учебно-методического комплекса «Школа России» освещают темы, связанные с духовностью и нравственностью, определяются ключевые темы и сообщения, которые передаются младшим школьникам.

Сохранить в закладках
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (2025)
Выпуск: № 1-1 (2025)
Авторы: Борисов Владимир Юрьевич

Рассматривается общедидактический уровень методического мышления учителя начальных классов как компонент художественно-графической культуры педагога и компетентностная основа его профессиональной педагогической деятельности, в том числе при организации уроков изобразительного искусства и технологии. Приведены основные уровни методического мышления: общедидактический (метаметодический); гносеологический (знаниево-теоретический); аксиологический (ценностно-смысловой); психолого-педагогический. Актуальность методического мышления определена: профессиональной пригодностью и конкурентоспособностью выпускников факультета начального образования педагогических вузов; достижением декларативных требований нормативно-регламентированных документов и целей государственной политики в сфере образования и воспитания; общедидактическими целями и задачами обучения, развития и воспитания человека; спецификой реализации в начальной школе продуктивных видов деятельности при изучении учебных областей «Искусство» и «Технология». Показаны некоторые педагогические условия развития методического мышления у будущих учителей начальных классов и определены пути развития методического мышления через методы познания (обучения) по характеру познавательной деятельности в устоявшейся и широко распространенной в школьной практике концепции отечественных дидактов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1. PISA 2018 Results: What Students Know and Can Do. Vol. 1. Paris: OECD Publishing, 2019. ▼ Контекст 2. Функциональная грамотность в образовании: науч.-метод. пособие / под ред. А. В. Хуторского. М.: Изд-во Ин-та образования человека, 2023. 126 с. (Сер.: "Инновации в обучении"). ▼ Контекст 3. Фортыгина С. Н., Козлова Н. А. Развитие критического мышления у младших школьников посредством проектной деятельности // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Васнева Олеся Андреевна, Тращенко Наталья Дмитриевна

В статье рассматривается значимость формирования функциональной грамотности в начальной школе как основы успешной социализации и академической подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Анализ современных образовательных парадигм показывает, что традиционный подход к обучению, ориентированный на усвоение фактов, уже не соответствует требованиям быстро меняющегося мира. Функциональная грамотность, предполагающая умение применять знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, становится ключевым фактором успешной адаптации выпускников начальной школы. В статье подробно анализируются четыре основных компонента функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и информационно -коммуникативная грамотность. Для каждого компонента приводятся конкретные примеры задач и заданий, демонстрирующих практическое применение знаний и навыков. Особое внимание уделяется интегративному подходу к формированию функциональной грамотности, который предполагает межпредметные связи и использование проектных методов обучения. Предложены практические рекомендации для учителей начальной школы по разработке и реализации образовательных программ, направленных на эффективное развитие функциональной грамотности учащихся. Обоснование практических разработок опирается на анализ научной литературы в области педагогики, психологии и образовательных технологий. Статья содержит анализ результатов исследований, подтверждающих позитивное влияние формирования функциональной грамотности на успеваемость и личностное развитие учащихся.

Сохранить в закладках
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ СРАВНЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Землянская Елена Николаевна

Цель статьи - актуализировать такой аспект подготовки педагога начального образования, как развитие профессиональной компетенции в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся. На примере универсального учебного действия сравнения раскрываются некоторые положения методики его формирования. Выделяются и обсуждаются операции, входящие в состав учебного действия сравнения; оценивается вклад каждого учебного предмета школы в решение задачи формирования данного действия. Приводятся и анализируются фрагменты уроков в начальной школе, основанные на интеграции предметного и метапредметного содержания образования. Статья адресована педагогам школ, студентам и преподавателям педагогических вузов.

Сохранить в закладках