Архив статей журнала
В статье рассматриваются оригинальные и переводные сборники игр и занятий и отдельные досуговые самоучители и пособия для детей, выходившие в Российской империи в середине XIX - начале XX в. В том, насколько серьезное внимание уделялось воздействию описывавшихся игр и занятий на детское развитие, каковым оказывалось соотношение между текстами, ориентированными на детей и взрослых, и чем эти тексты разбавлялись, большую роль играли личные качества, профессии и особенности профессионального опыта их авторов и составителей. В этой связи уделяется внимание особенностям их подходов к составлению сборников и путей использования ими таких книг для изложения их взглядов на проблемы детского развития. Перечисляются основные темы и сюжеты, освещавшиеся в этих книгах. Выделяются общие для изданий такого рода черты и их особенности.
Внимание современных педагогов и психологов к индустрии детских товаров и, в частности, к производству детских игр и игрушек обусловлено их огромным воспитательным значением в становлении ценностного мира ребенка. Подобный интерес взрослых к детской игре и предметам, выступавшим в роли игрушек, находился в центре внимания уже в древнейшие периоды истории каждой из современных цивилизаций, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Помимо данных археологии, источниками выступают письменные памятники, а также сведения из научных трудов отечественных и зарубежных ученых XIX-XX вв. В предлагаемой статье обозначены основные этапы эволюции взглядов на педагогические возможности игры и игрушки в воспитании ребенка, дана характеристика каждого из этапов. Представленные ведущие тенденции в развитии детской игры и игрушки в различных цивилизациях на разных этапах их эволюции отражают целый ряд общих и отличительных черт этого процесса и могут быть полезны педагогам дошкольного воспитания.